Кто изобрел первый успешный печатный пресс > Как создать музыку?
Музыка: как это делается    

Кто изобрел первый успешный печатный пресс

Кто изобрел первый успешный печатный пресс

0a9e6d14

Изобретение книгопечатания И. Гутенбергом и распространение книгопечатания в Европе. Развитие славянского книгопечатания

Первые печатные книги появились на Дальнем Востоке — в Китае и в Корее. Для печатания книг там сначала использовали ксилографические формы. Каждый раз перед печатью надо было гравировать новую форму (VIII-IX вв.) Би Шэн стал изготовлять глиняные литеры, из которых он набирал текстовые печатные формы. В Корее использовались литеры, отлитые из бронзы (XI-XIII в.в.).

В Европе эти достижения народов Востока, по-видимому, не были известны. Продукция, отпечатанная ксилографическим способом, появилась там в конце XIV — начале XV вв. Печатание с ксилографических форм производилось без печатного станка, а давление осуществлялось ребром ладони. Наряду с ксилографическим печатанием в Европе применялись следующие печатные процессы: бескрасочное тиснение и печатание на тканях. Иногда там использовались и наборные формы, например, для тиснения на переплетных крышках орнаментов, набранных с помощью отдельных небольших штампов. Вошли в употрeбление также процессы гравирования на металле, отливные процессы, а отжим винограда для вина производился специальными отжимными прессами. Все это легло в основу изобретения книгопечатания.

Возникла и объективная необходимость изобретения книгопечатания, связанная с распространением торговли, ремесел, развивающейся потребностью в образовании. Стал изготовляться дешевый материал для производства книг — бумага. В XV веке рукописная книга на бумаге стала доступной широким кругам обеспеченного населения. Наряду с публичными, появились небольшие частные библиотеки. Повысились требования к качеству книг, и на первое место встал вопрос об унификации текстов, основной причиной искажения которых явилась ручная переписка. Бороться с такими искажениями можно было только с помощью книгопечатания. Только книгопечатание позволяло размножать текст в виде сотен и тысяч совершенно одинаковых экземпляров.

Изобретение книгопечатания в Европе: предыстория, предпосылки, сущность изобретения И.Гутенберга.

Первое, что содействовало возникновению книгопечатания, была бумага, изобретенная в Китае Цзай Лунем и попавшая в Европу. К началу европейского книгопечатания не менее двух третей рукописных книг изготовлялось уже на бумаге, которая была разного сорта, различного качества.

Рукописное производство было дорогим и медленным. В Европе ксилографическая книга появилась после Крестовых походов. Ее появлению и расцвету способствовала массовая потребность в бумажных деньгах печатных иконах и папских индульгенциях, а также в игральных картах («Библия бедных»). Для больших книг ни тот ни другой способ не подходил, но оба они могут рассматриваться как предпосылки изобретения типографского книгопечатания.

Суть изобретения: Техническая суть заключается в том, что он, разложив письмо на составные элементы, обеспечил способ производства каждого знака, возможность составлять в любой последовательности печатную форму, возможность заменять литеры по кеглю (высота) и по росту (длина).Он создал первое типографское оборудование, изобрел новый способ изготовления шрифта и сделал словолитную форму. Из твердого металла делались штампы (пунсоны), вырезанные в зеркальном изображении. Затем они вдавливались в мягкую и податливую медную пластину: получалась матрица, которая заливалась сплавом металлов. В состав сплава, разработанного Гутенбергом, входили олово, свинец, сурьма. Сущность этого способа изготовления букв состояла в том, что их можно было отливать в каком угодно количестве. В производстве книги это имеет существенное значение, если учесть, что для одной средней книжной страницы требуется примерно двести букв. Для оборудования типографии требовался уже не просто пресс, а печатный станок и наборная касса (наклонный деревянный ящик с ячейками). В них помещались литеры букв и знаков препинания.

Преимущества книгопечатания:

1) облегчение изготовления печатной формы, которая составляется из заранее подготовленных технических элементов и деталей

2 возможность неоднократного повторного их использования

3) общее упрощение всего процесса накопления и передачи информации.

Жизнь и деятельность Гуттенберга. Причины возникновения и сущностьгутенберговского вопроса (обзор литературы).

Настоящее имя – Ганс Генсфлейш (Гутенберг фамилия матери). Родился в Майнце в конце 14 века. Сын патриция Фриле Генсфлейша.

Семье из-за политических распрей между патрициями и церковью пришлось уехать в Страсбург. Все дети вслед за отцом занимались профессиями, связанными с металлом (в основном чеканка монет). Ганс в 1434 году стал числиться в цехе ювелиров.

Нет сведений об образовании Гутенберга. Он мог учиться в общеприходской или городской низшей школе.

В 1440г. первые книги – грамматика латинского языка, папские индульгенции, астрологические календари.

В 1444г. уезжает в Майнц. Там разpaбатывает полную Библию на латинском языке (В то время боялись, что в печатные экземпляры вкрадутся ошибки, что у монахов- переписчиков. В Кельне даже была сожжена печатная Библия).

1445г. – первая напечатанная поэма на немецком языке «Сивиллина книга» (в 1892 г. были найдены и идентифицированы клочки из страниц книги)

1448г. – напечатан астрономический календарь

1450г. – Гутенберг занимает деньги у богатого майнцкого бюргера И.Фуста под залог на усовершенствование своего оборудования.

1452г. – Фуст становится компаньоном и вносит ещё 800 гульденов (впоследствии от Фуста претензия на 2400 франков)

1450-1455гг. – самая крупная книга – 42-строчная Библия (текст в 2 столбца, 1282 страницы, часть на бумаге, часть на пергаменте, иллюстрации от руки)

В конце 1456г., когда Библия почти напечатана, Фуст подаёт иск и требует возвращения денег. Гутенберг проиграл дело. Типография перешла Фусту. Компаньоном Фуста стал (а позже и владельцем) ученик Гутенберга – Петер Шеффер.

Гутенберг утратил монополию на изобретённый им станок, долгие годы не работал.

В 1459-1462гг. приступает к деятельности (36-строчная Библия).

В 1465г. майнцкий архиепископ предоставил Гутенбергу материальное обеспечение, придворный чин

3 февраля 1468г. – Гутенберг умирает

Основные документы о Гутенберге дошли до нас лишь в выписках и фрагментах, Честь изобретения книгопечатания у него неоднократно оспаривали, начиная с Фуста, разные типографские фирмы, а затем и историки различных стран, в частности. голландские в пользу Лоуренса Костера (еще до Гутенберга напечатавшего книгу «Зерцало человеческого спасения»), и это привело к возникновению в науке так называемого «Гутенбергского вопроса». Дело усугублялось тем, что изданий, в которых имя изобретателя значилось бы в качестве печатника данной книги, не сохранилось. Однако тщательное изучение материалов показало, что сомневаться в принадлежности изобретения Гутенбергу нет оснований. Что же касается выпущенных им изданий, то они могут быть установлены лишь по косвенным данным (по шрифтам, датированным надписям), и в отдельных случаях остаются спopными.

В Гутенберговском вопросе особое место занимает «Католикон»- его особенности – колофон (послесловие, содержит выходные данные, 1460).

И.Гутенберг изобрел книгопечатание в 1440 г. Следует обратить внимание на следующие три составляющие этого изобретения. 1) Буквоотливной процесс — изготовление одних и тех же литер в достаточно большом количестве. 2) Наборный процесс — изготовление текстовой печатной формы, составленной из отдельных заранее отлитых литер. 3) Печатный процесс — получение множества идентичных оттисков посредством передачи краски под давлением с печатной формы на бумагу или другой материал. В течение 50 лет после изобретения И.Гутенберга в разных странах было создано более 1000 типографий, которые выпустили общим тиражом около 10 миллионов экземпляров печатных книг.

Важным является тот факт, что первая русская типография была создана Иваном Федоровым в Москве по повелению царя Ивана Грозного. В 1564 году вышла в свет первая русская, точно датированная книга, «Деяния святых апостолов» За свою жизнь Иван Федоров с помощниками выпустил в свет 13 отдельных изданий, в том числе, первую полную славянскую Библию (Острожская библия).

Инкунабульный период книгопечатания (Европа).

Вторая половина XV века — распространение книгопечатания по Европе — Италия (1465), Швейцария (1468), Франция, Венгрия, Польша (1470), Англия, Чехословакия (1476), Австрия, Дания и т.д. Книги, изданные по 31 декабря 1500 г., принято называть инкунабулы, по-латыни — «в колыбели», то есть в колыбели книгопечатания. К 1500 г. в Европе было издано более десяти миллионов экземпляров инкунабул, в том числе и на славянском языке. Европейские книги, напечатанные с 1501 по 1550 г. включительно, обычно именуются палеотипы, то есть старинные издания.

В это время в книге появились печатные иллюстрации. Стали применять ксилографию — гравюру на дереве. Гравюру различной техники стали применять для печатания заставок, инициалов, иллюстраций и прочих украшений книги.

Владелец типографии в Венеции Альд Мануций (1450-1515), знатный и богатый человек, наладил выпуск книг, которые называют альдины. В типографии Альда Мануция художники, подражая античным образцам, использовали простой и красивый шрифт антиква. Начал применяться наклонный и беглый шрифт курсив, предназначенный для выделения той или иной мысли в тексте.

Первые инкунабулы, напечатанные кириллицей для православных славян, появились в Кpaкове в конце XV века. Их печатником был немец Швайпольт Фиоль. Первыми изданиями были литургические книги — «Октоих» (1491) и «Часослов» (1491).

Шрифт инкунабул по рисунку напоминал почерк рукописных книг (текстура, готический минускул). Для инкунабул были типичны форматы ин-фолио (1/2 листа), ин-кварто (1/4 листа). Тиражи были невелики, традиционный тираж — 275 экземпляров. Инкунабулы были сравнительно недорогими. Один епископ в письме папе сообщает, что печатные книги раз в пять дешевле рукописных. Уже в инкунабульный период первопечатники стремились к усовершенствованию книги, техники ее набора, украшения. Так же в Польше: Каспар Штраубе (астрономический календарь), Фловриан Унглер (на польском молитвенник «Рай души»). Польская книга печаталась и за рубежом.

В Германии: Фуст и Шеффер («Майнцкая Псалтырь»), Иоганн Ментеллин (Библия на разгов. немецком), Альбрехт Пфистер (иллюстр.Библия Цайнера), Антон Кобергер (филиалы; многоформатные книги: Библия, «Апокалипсис»)

В Англии исключительно на нац.языке и крайне мало церковной лит-ры: Уильям Кэкстон (пользовался гос.поддержкой;историческая литра- «История взятия Трои» и соврем.англ.писатели – Чосер «Кентерберийский рассказы»)

Нидерланды: Лоренц Костер (гравированные издания, использовал деревянные наборные литеры «Зерцало человеческого спасения», «Апокалипсис», «Библия бедных», «Искусство умирать»), Николас Кетеллар, Пафраат (классики греч. шрифтом), Якобус де Бреда (учебники).

Франция: поддержка гос-ва, Жан Хейнлен и Гийом Фише в интересах студентов пригласили Геринга, Фрицебургера и Кранца (Геринг и Ко), Пакье Боном; книги лубок- 4 стр., рисунки с подписями

Кто изобрел первый работающий печатный станок

Метки

Рубрики

  • Марки (872)
  • Живопись (731)
  • Города России (488)
  • Авиация (407)
  • Война (402)
  • Оружие (374)
  • Военная история (368)
  • История (350)
  • ЖЗЛ (322)
  • История СССР и России (313)
  • Эpoтика (262)
  • юмор (239)
  • Картинки и рисунки (238)
  • Астрономия (230)
  • ККИ (218)
  • Автомобили и пр. (213)
  • Военная техника (204)
  • Фурри (181)
  • Космонавтика (146)
  • Кино, актеры (141)
  • Ордена, медали, нагрудные знаки (121)
  • Животные (121)
  • Памятники и скульптура (120)
  • Нумизматика (120)
  • История вещей (119)
  • Корабли (119)
  • Архитектура — дома, мосты и пр. (115)
  • Старые фото (101)
  • Сделано в СССР (100)
  • Бронетехника (99)
  • Геральдика (96)
  • моё фото (96)
  • Красивые дeвyшки (95)
  • Города и страны (91)
  • Мифология (88)
  • Техника и технологии (87)
  • Деньги (86)
  • Флот (84)
  • Поезда, трамваи, ж/д станции и пр. (83)
  • Мультфильмы и мультперсонажи (82)
  • Птицы и звери (79)
  • Авиакатастрофы (77)
  • Бытовая и радиотехника (72)
  • Униформа (71)
  • Ювелирка (71)
  • природа (71)
  • География и путешествия (67)
  • Минералы и геология (67)
  • Спорт (66)
  • Религия (62)
  • поэзия (60)
  • Искусство (56)
  • Археология (52)
  • Лагерь «Чайка» (47)
  • заметки (47)
  • Писатели, поэты и их произведения (45)
  • Загадки и тайны (45)
  • Еда и напитки (39)
  • Демотиваторы (39)
  • Открытки (37)
  • Одежда, национальные костюмы (34)
  • Рисунки боевой техники (34)
  • Праздники и юбилеи (32)
  • Техногенные катастрофы (31)
  • видео (31)
  • Герои СССР и России (29)
  • Страны — бывшие республики СССР (27)
  • Храмы, церкви, монастыри и пр. (26)
  • Палеонтология (25)
  • Терроризм (24)
  • Морские катастрофы (23)
  • Клады и сокровища (23)
  • Рукописи (20)
  • Музыка и песни (19)
  • Змеиногорск (18)
  • Атом — мирный и военный. (17)
  • Ориджинал «Перекресток Десяти Миров» (16)
  • Фанфики (16)
  • Антиквариат (16)
  • Книги (15)
  • Замки и крепости (15)
  • Политика (14)
  • Календарь, Гороскоп (14)
  • Наука (14)
  • Афоризмы (14)
  • Природные катастрофы (13)
  • Моё село (13)
  • Музеи (12)
  • Доспехи, мечи, рыцари и пр. (12)
  • Реки, моря, озера и пр. (12)
  • Безопасность и самооборона (11)
  • Разное (9)
  • Эмблемы, этикетки, логотипы (9)
  • Снаряжение (8)
  • Криминал (7)
  • Фанфик ‘Взломщик Бильбо Бэггинс» (6)
  • Медицина и здоровье (6)
  • Армия (6)
  • Племена, народы, этнос (5)
  • Полезные советы (4)
  • Архивы, документы (4)
  • Криптозоология (3)
  • мои рисунки (2)
  • Семья (1)
  • Робототехника (1)
  • Уфология (0)

Цитатник

Окаменелости из венгерских музеев Древний отпечаток. Венгерский музей в Секешфехерваре .

Морское сражение 1й Мировой войны у Фолклендских островов Сражение у Фолклендских островов (англ.

Несгибаемый. Не стало Рутгера Хауэра Он ушел тихо, как и положено человеку, славу которому прин.

Pierce-Arrow 1904 года Этот «Пирс-Эрроу» 1904 года выпуска является одним из самых первых автомоб.

Михайло Ломоносов — мозаичных дел мастер Сотни квадратных метров мозаики и Теория цветов «универс.

Видео

Фотоальбом

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

Понедельник, 08 Сентября 2014 г. 19:00 + в цитатник

История изобретения. Книгопечатание

Книгопечатание, т. е. размножение текстов и иллюстраций путем прижимания бумаги или другого материала к покрытой краской печатной форме, пришло на смену медленному и трудоемкому процессу переписывания книг от руки.Печатание книг впервые распространилось в Китае и Корее. В связи с развитием культуры Древнего Китая, с ростом городов, развитием в них ремесла, торговли, литературы, искусства книжное дело достигло здесь значительного развития.

В IX в. н. э. в Китае началось печатание с печатных досок. Подлежащие размножению тексты или иллюстрации рисовались на деревянных досках, а затем режущим инструментом углублялись места, не подлежавшие напечатанию.

Рельефное изображение на доске покрывали краской, после чего к доске прижимался лист бумаги, на котором получался оттиск — гравюра.

В Китае был изобретен и способ изготовления печатных форм из готовых рельефных элементов, т. е. набор подвижными литерами. Согласно сведениям китайского автора Шэнь-Го, жившего в XI в., это изобретение было сделано кузнецом Би-Шэном (Пи-Шэн), который изготовлял буквы или рисунки из глины и обжигал их. Этими глиняными подвижными литерами и набирался печатный текст.

Печатание с наборных литер из Китая было перенесено в Корею, где оно подверглось дальнейшему совершенствованию. В XIII в. вместо глиняных были введены литеры, отливавшиеся из бронзы. До наших дней сохранились книги, напечатанные при помощи бронзовых литер в Корее в XV в. Печатание с наборных литер применялось также в Японии и Средней Азии.В Западной Европе книгопечатание возникло в конце XIV — начале XV в. В этот период закладывались основы мировой торговли, перехода от ремесла к мануфактуре и старый, рукописный способ размножения книг уже не мог удовлетворить растущих потребностей. Он заменяется книгопечатанием. Вначале в Европе появился способ печатания с досок, на которых вырисовывались изображения и текст. Таким способом был напечатан ряд книг, игральные карты, календари и т. д.В середине XV в. печатание с досок становится недостаточным для удовлетворения потребностей общества и экономически невыгодным и на его смену приходит книгопечатание с подвижных литер.

Читать еще:  Теодолит электронный принцип работы

Изобретателем печати с подвижных наборных литер в Европе был немец Иоганн Гутенберг (1400 — 1468). Точно установить время напечатания первой книги с наборных литер не удалось, и условной датой начала европейского книгопечатания этим способом считается 1440 г. Иоганн Гутенберг применил металлические наборные литеры.

Сначала путем выдавливания в мягком металле углублений в форме букв изготовлялась матрица. Потом в нее заливали свинцовый сплав и изготовляли необходимое количество букв-литер. Буквы-литеры располагались в систематическом порядке в наборных кассах, откуда и вынимались для набора.

Для печатания были созданы ручные печатные станки. Печатный станок представлял собой ручной пресс, где соединялись две горизонтальные плоскости: на одной плоскости устанавливался наборный шрифт, к другой прижималась бумага. Предварительно матрица покрывалась смесью сажи и льняного масла. Такой станок давал не больше 100 отпечатков в час. Книгопечатание подвижными литерами быстро распространилось в Европе, хотя Гутенберг и предприниматель Фуст, который обеспечивал ему финансовую помощь, пытались сохранить в тайне сделанное изобретение. В Чехии первая книга «Троянская хроника» была напечатана неизвестным печатником уже в 1468 г.С 1440 по 1500 г., т. е. за 60 лет применения этого способа, было напечатано свыше 30 тысяч названий книг. Тираж каждой книги достигал примерно 300 экземпляров. Эти книги получили название «инкунабул».

Печатание книг на старославянском языке началось в конце XV в. Больших успехов добился белорусский печатник Ге opгий (Франциск) Скорина. печатавший книги в Праге в 1517-1519 гг. и Вильно в 1525 г.

Франциск Скорина, 1517 год

В Московском государстве книгопечатание возникло в середине XVI в. Основателем книгопечатания на Руси был Иван Федоров.

Первая датированная книга «Апостол», напечатанная на Московском печатном дворе (первая московская типография), была выпущена в 1564 г. Печатниками были Иван Федоров и его помощник Петр Мстиславец.

Иван Федоров самостоятельно разработал процесс книгопечатания, изготовил старославянский шрифт, достиг исключительно высокого качества книгопечатания. Однако гонения со стороны духовенства, усматривавшего в печатании книг ересь, а также со стороны переписчиков книг заставили первопечатника покинуть Москву и уехать сначала в Белоруссию, а затем на Украину, где он продолжал печатать книги. Однако многое говорит за то, что книгопечатание на Руси появилось ранее 1564 г.До нас дошло шесть книг, на которых не указаны ни дата издания, ни имя печатника, ни место печатания. Их анализ показывает, что они были напечатаны по крайней мере за 10 лет до «Апостола». Самую раннюю из этих книг датируют 1553 г.

В XVII в. в России уже работало несколько типографий, однако до конца XVIII в. техника книгопечатания не подверглась существенным изменениям, изменился только шрифт: Петр I вместо старославянского ввел гражданский шрифт.

Ручной типографский станок представляет собой механический пресс, с помощью которого изображение (как правило, текст) переносится на бумагу или иной материал посредством красочной печатной формы.

В Европе ручной типографский станок первым применил Иоганн Гутенберг в середине 1440-х годов. Считается, что в основу его изобретения легли аналогичные механизмы винного пресса и пресса бумагоделательного производства [1] . Изобретения Гутенберга очень скоро распространились по всей Европе, а потом — и по всему миру.

Открытие первой типографии в России относят к 1553 г. Её основателями стали Иван Фёдоров и Пётр Мстиславец (ученики датчанина Ганса Мессингeйма, посланного датским королём к Ивану Грозному). Первой отпечатанной книгой Московского государства стал «Апостол».

Считается, что печатный станок и подвижные литеры стали одним из ключевых факторов, ускоривших наступление Ренессанса [2] .

Появление первых печатных книг, содержащих графические изображения и тексты, стало возможно с изобретением печатных станков. Считается, что первый печатный станок был изобретен китайским мастером Ван Чи в 868 году. Изобретение этого станка позволило отпечатать «Алмазную Сутру», представлявшую собой шестистраничный перевод на китайский язык индийского произведения. Книга содержала не только текст, но и гравюру.

Ранние технологии печати были основаны на способе литографии. Для изготовления оттиска использовали сначала каменные плиты, позднее дерево. На них зеркально вырезались символы, которые и переносились на шелк или бумагу. Развитие печатных станков привело к появлению гравировальных досок, покрывавшихся красками. Этот способ печати называется ксилография. С этого момента печатная продукция стала изготавливаться значительными для того времени тиражами.

Известно, что к 1042 год китайским кузнецом Би Шэном был разработан способ печати книг сменным разборным шрифтом, представлявшим собой наборную кассу с брусками-иероглифами. Этот метод не получил широкого распространения в Китае, поскольку алфавит содержал более двух тысяч символов, что затрудняло использование технологии для набора текстов. Несколькими столетиями позже такой метод печати будет повсеместно использоваться в Европе.

В Европе первый печатный станок и массовое производство печатной продукции появились в 1425 году. Это стало возможным благодаря изобретению Иоганна Гутенберга, который разработал способ набора теста из деревянных букв, связанных в строку с помощью нити. Развитие этой печатной технологии привело к появлению первого печатного станка, в котором для получения четкого оттиска использовались отлитые по шаблону литеры.

Первый печатный станок Гутенберга по своей конструкции был аналогичен простейшим прессам, использовавшимся для отжима винограда. Несмотря на кажущуюся простоту технологии, многие принципы печати того периода применяются в полиграфии до сих пор.

Кто изобрел первый успешный печатный пресс

Войти

История полиграфии. Часть 2. От первого печатного пресса до наших дней

После Гутенберга печатный процесс начал быстро меняться.

Примерно в 1550 году деревянные винты были заменены железными. Двадцать лет спустя появился совершенно новый двухкомпонентный элемент, состоящий из «маски» (куска пергамента с вырезанной в нем по размеру печатного изображения дырой) и «баpaбана» (куска толстой мягкой ткани). «Маска» предотвращала попадание краски на поля листа, а «баpaбан» сглаживал неравномерности в давлении, причиной которых была неодинаковая высота литер.

Примерно в 1620 году в Амстердаме Виллем Янсон Блеу добавил к вороту противовес, который поднимал «стол» автоматически. Так появился «голландский пресс», копия которого была установлена Стивеном Дэйи в Кембридже, штат Массачусетс, в 1639 году. Это был первый печатный пресс в Америке.

Стереотипия

Непрерывно растущая потребность в печатном слове заставляла искать новые пути для повышения скорости и объемов печати. Одним из решений стала стереотипия. Эта технология состояла в следующем: в матрицу, состоящую из глиняных блоков с вытесненными на них буквами, заливали свинец, таким образом получая единую форму для печати целого листа. Можно было изготовить несколько идентичных форм; это сделало экономически целесообразным печать одного и того же материала одновременно на нескольких прессах, при этом сама матрица была постоянно пригодна к повторному использованию. Стереотипия была впервые и с большим успехом применена в Париже около 1790 года.

Около 1790 года английский ученый и изобретатель Уильям Николсон разработал метод нанесения краски с использованием цилиндра, покрытого кожей. Это было первое применение в печатном процессе вращательного движения.

Первый полностью металлический печатный пресс был сконструирован в Англии около 1795 года. Через несколько лет в Америке был построен металлический пресс, в котором ворот с резьбой был заменен набором металлических шарниров. Он получил название «Колумбиец»; за ним последовал «Вашингтон», созданный Сэмюэлем Растом. Последний пресс считается одним из самых совершенных винтовых прессов за всю историю; его производительность превышала 250 оттисков в час.

Первым реально работающим механическим прессом стала созданная в США в 1857 году «Свобода». В этом прессе «стол» опускался с помощью педали. В 1814 году в типографии «Таймс» в Лондоне была установлена первая стоп-цилиндровая печатная машина на паровой тяге. В 1818 году Кёниг и Бауэр сконструировали машину, позволявшую наносить изображение на 2 стороны листа. Эта машина получила название «перфектор». В 1844 году американец Ричард Хо изобрел уникальную конструкцию, скорость которой достигала 8000 оттисков за час.

Тем не менее, проблема механизации набора не была решена вплоть до 1922 года, пока Уильям Черч не запатентовал в Бостоне наборную машину, представляющую из себя ячейки с литерами и клавиатуру. Нажатием клавиши соответствующая литера высвобождалась и опускалась в магазин. Выравнивание литер внутри магазина производилось вручную. В конструкции было предусмотрено устройство, постоянно докладывающее в ячейки новые литеры.

В течение последующих 50 лет появилось множество разновидностей этой машины, в том числе и обеспечивающие автоматическое выравнивание литер в магазине. Скорость работы таких машин составляла от 5 тысяч до 12 тысяч символов в час, в то время как при ручном наборе производительность выше 1500 символов в час была недостижима. Набор из таких машин выходил в виде бесконечного ряда, который приходилось вручную разбивать на строки; таким образом, полная автоматизация наборного процесса достигнута не была.

Была также предпринята попытка механизировать обратный процесс — раскладывание использованных литер по кассам, или дистрибуция. Существовала машина, позволяющая оператору продвигать ряд использованных литер по одной и нажатием соответствующей клавиши опускать очередную литеру в ее кассу, но эта машина не давала никакого выигрыша в скорости по сравнению с ручной дистрибуцией.

Процесс выравнивания строк, который был невозможен без точного расчета размеров межсловных пробелов, был главной проблемой, возникшей при попытках механизировать набор. Другой проблемой было то, что между этапами набора и дистрибуции протекало значительное время, необходимое собственно для печати, и это мешало объединить набор и дистрибуцию в единый цикл.

Сконструированный в 80-х годах XIX века в США немцем по происхождению Оттмаром Мергенталером линотип был первой строкоотливной машиной, которая могла отливать набор целыми строками с помощью подвижных матриц каждой буквы. Матрицы были закреплены таким образом, чтобы после использования они возвращались в соответствующую ячейку в кассе. Выравнивание строк достигалось добавлением клинообразных пробельных элементов после каждого слова. Отлитые из свинца строки собирались в набор и использовались в качестве печатной формы. Линотип мог работать со скоростью до 7 тысяч символов в час.

В 1885 году американец Толберт Лэнстон создал Монотип. Эта машина отливала буквы и собирала их в строки, суммируя ширину букв и добавляя потом пробелы для выравнивания строк. Матрицы (шрифт, применяющийся для отливки литер) можно было использовать неограниченное количество раз. Производительность Монотипа достигала 12 тысяч символов в час.

XIX век принес в технологию печати некоторые важные инновации, напрямую не связанные с изобретением Гутенберга.

В XIX веке машины для печати с гравированных форм были значительно усовершенствованы. Краска стала наноситься с помощью валиков, а убираться с формы — при помощи вращающихся щеток или дисков с прикрепленной к ним калькой.

Процесс глубокой печати использовался и при нанесении рисунка на ткань, при этом формой служил цилиндр с выгравированным на нем рисунком; лишняя краска убиралась с помощью скребка. В 1860 году эта технология была применена во Франции для печати обложек к школьным учебникам. На медный цилиндр было нанесено множество штрихов, настолько мелких, чтобы они могли удержать в себе краску несмотря на гравитацию, центробежную силу и воздействие скребка. Таким способом можно было печатать лишь совсем простые рисунки.

Литография

Литография, основанная на том, что вода и жир не смешиваются между собой, была третьим (после ксилографии и интаглио) печатным процессом, подвергшимся значительным усовершенствованиям.

В 1796 году пражский картограф Алоиз Зенефельдер исследовал свойства известняка, камня состоящего из углерода кальция и имеющего однородную пористую поверхность. Он обнаружил, что если на его поверхность нанести изображение краской на масляной основе, затем смочить камень водой, а после этого покрыть его обычной краской, то эта краска останется лишь в тех местах, куда до этого был нанесен жир. Изображение можно было воспроизвести на бумаге, прижав под давлением лист к поверхности известняка. Зенефельдер установил также, что некоторые металлы, в частности, цинк, имеют схожие свойства.

К 1850 году появились первые механические литографские прессы с известняковой формой, фланелевыми увлажняющими валиками и резиновыми красочными. Замена известняка на цинковую пластину изогнутой формы позволило создать ротационную литографскую машину. Первая такая машина была построена в 1868 году.

Светочувствительность

В 20-х годах XIX века Джозеф Ньепс установил, что некоторые химические вещества обладают чувствительностью к свету. Это привело к изобретению фотографии (между 1829 и 1838 годами) и созданию технологии печати фотографических изображений. Это, в свою очередь, положило начало технике фотогравюры, созданию фотохимическим способом рельефа на литографском камне или металлической форме для глубокой печати.

Уильям Генри Фокс Телбот, английский ученый и изобретатель, провел в 1852 году следующий опыт. Он поместил кусок черного тюля между объектом, который он хотел воспроизвести (лист дерева) и фоточувствительным веществом, нанесенным на металлическую пластинку. Изображение на фотопластинке появилось лишь в тех местах, где прохождению света не препятствовала тюлевая сетка. Протравив затем фотопластинку кислотой, он получил рельеф, испещренный тонкими штрихами, глубина которых варьировалась в зависимости от плотности изображения и временем воздействия кислоты.

Таким образом, Телбот изобрел полиграфический растр и в то же время открыл путь к новому направлению в глубокой печати: ротогравюре.

Растр сделал возможным создание воспроизведение всего диапазона тонов фотоизображения такими методами, как высокая печать и литография.

Гравюра

Применение ротации в глубокой печати требовало технологии гравирования бесконечного количества маленьких ячеек, причем непосредственно на формном цилиндре. Этот создавало определенные трудности: использование резинового скребка для снятия лишней краски исключало использование изогнутой металлической пластины-формы (она не могла идеально прилегать к поверхности формного цилиндра), а нанести фоточувствительный слой на сам цилиндр было невозможно.

Однако, в 1862 году англичанин Дж.В.Сван изобрел углеродную ткань — бумагу, покрытую слоем желатина, которую можно было сделать светочувствительной, проэкспонировать, а затем приклеить к металлической поверхности любой формы.

В 1876 году чех Карл Клич придумал способ нанести растровую сетку прямо на углеродную бумагу, а затем использовать ее для переноса ячеек, необходимых для глубокой печати, на формный цилиндр одновременно с изображением. В 1895 году Клич вместе с английскими коллегами основал «Компанию Глубокой Печати Рембрандт», которая печатала репродукции картин методом ротогравюры. Технология процесса при этом держалась в глубочайшей тайне.

Читать еще:  Как правильно приваривать металл

Почти одновременно в Германии и США был запатентован несколько иной процесс, при котором изображение сперва растрировалось, а уже потом переносилось на углеродную ткань. Но это не сыграло никакой роли: в 1903 году один из печатников «Компании Глубокой Печати Рембрандт» эмигрировал в США и там раскрыл секрет Клича. Его метод быстро распространился по всему миру.

В XX веке развитие печатного дела происходило в направлении скорости, производительности и экономичности печати. Начало этого процесса было положено созданием метода офсетной печати.

Офсетная печать

Первым из них была печать на тонких металлических листах (и прежде всего, на жести, их которой делались консервные банки) с использованием процесса переноса, изобретенного в 1878 году. Смысл его заключался в том, что печатный цилиндр, несущий на себе лист жести, соприкасался не с литографским камнем, а с промежуточным цилиндром, покрытым резиной, так называемым печатным полотном. Полотно принимало на себя краску с камня и переносило ее на жесть.

Вторым направлением, несколько потерявшим актуальность к концу XIX века, была печать на бумаге, на цилиндровых или ротационных машинах.

В 1904 году в Натли, штат Нью-Джерси, печатник Айра В. Рюбель неожиданно обнаружил, что изображение, случайно оказавшееся не на бумаге, а на резиновом полотне печатного цилиндра (бумага замялась при подаче), само пригодно для печати и, более того, дает оттиск превосходного качества. Рюбель с помощниками сконструировали трехцилиндровую печатную машину — первую в истории офсетную машину.

Изобретение сухого офсета связано с необходимостью запечатывать фон банковских квитанций краской на водной основе, с целью защиты от подделок. Было предложено следующее решение: заменить литографскую форму формой высокой печати, объединив не требующую увлажнения высокую печать с офсетным переносом краски. Этот процесс и назвали «сухим офсетом». Он широко применяется и в наши дни.

В 1950 году был предложен другой технологический процесс (он особенно широко применяется в США). Согласно этой технологии, совместно с офсетным переносом краски используется ротогравюра. Таким способом печатаются обои, наносится изображение на линолеум, бумажную посуду и другие товары.

Трафаретная печать и коллотипия

Параллельно эволюции трех основных печатных процессов — офсетной, высокой и глубокой печати — развивались и другие технологии печати. Эта эволюция привела к тому, что в течение XX века некоторые из этих технологии получили широкое распространение в печатном деле.

Способ воспроизведения изображения путем продавливания краски через сетчатую шелковую ткань, определенные области которой закрыты маской-шаблоном (шелкография, или трафаретная печать), использовался в Китае и Японии задолго до изоюретения печатного пресса. В XIX веке лионские текстильщики начали использовать эту технологию для печати на ткани. Начиная с 30-х годов прошлого века, трафаретная печать используется для печати на самых различных материалах (стекло, дерево, пластик) и даже на разлиных поверхностях (например, на круглых и цилиндрических объектах). Это еще одни пример превращения ручного ремесла в промышленную технологию, использующую фотографические методы для производства сеток и высокопроизводительные автоматические машины.

Еще один метод печати был запатентован во Франции в 1855 году под названием «фотоколлотипия» и модифицирован также во Франции в 1865 году (при этом название изменилось на «фототипия»), а затем а 1868 году в Германии под именем «альбертипия». Этот процесс использует фоточувствительное вещество не как агенты при производстве форм для печати, а как покрытие самих этих форм. Эта техника получила широкое распространение между 1880 и 1914 годами под названием «коллотипия». Затем она была забыта, и лишь спустя полвека начала применяться снова (на этот раз в усовершенствованном и механизированном виде) для печати черно-белого изображения на прозрачных и непрозрачных носителях.

Флексография

Флексография — это технология ротационной высокой печати с применением гибких резиновых форм. Она занимает в печатном деле особое место из-за используемых в этом процессе жидких красок.

Флексография была впервые запатентована в Англии в 1890 году и усовершенствована в Штрасбурге несколько лет спустя.

Флексографская печать особенно хорошо подходит для нанесения изображения на относительно грубые и невпитывающие поверхности (толстый картон, упаковочная бумага, пластмассовая или металлическая пленка). Она также широко применяется в газетной и журнальной печати, главным образом на ротационных машинах.

Голографическая печать

В 60-е годы прошлого века была разработана технология голографической, или «объемной», печати. Суть ее — в наличии двух вариантов одного плоского изображения, напечатанных с некоторым сдвигом на обеих плоскостях относительно толстой прозрачной пластинки, испещренной очень тонкими параллельными полосками. Благодаря этим полоскам, каждый глаз человека, смотрящий на отпечаток с определенного угла, видит только одно изображение. Иллюзия «трехмерности» появляется, когда мозг интерпретирует изображения, видимые обоими глазами, совмещая их друг с другом.

Изобретение книгопечатания

Помощь

  • История фотографии
  • Теория фотографии
  • Постобработка
  • Фотобизнес
  • О фотокнигах
  • Технологии печати
    • Изобретение бумаги
    • Ксилография
    • Изобретение наборного шрифта
    • Изобретение книгопечатания
    • Литография
    • Фототипия
    • Трафаретная печать (Шелкография)
    • Струйная печать
    • Типы чернил для струйной печати
    • Базовые и дополнительные цвета чернил для струйной печати
    • Струйная печать на холсте

    Время изобретения книгопечатания относится к эпохе завершения борьбы между демократией и аристократией в средневековых городах Европы, расцвета гуманизма и начала невиданного роста художественного творчества.

    Новая ступень общественного развития требовала размножения книг такими темпами, которые не могли обеспечить средневековые переписчики. Изобретение книгопечатания означало переворот, но всякий переворот имеет свою предысторию. Дело Иоганна Гутенберга — общепризнанного создателя европейский способа книгопечатания, было замечательным итогом процесса, растянувшегося на тысячелетие.

    Существует четыре основополагающих компонента современных способов печати: наборная форма вместе с необходимой процедурой ее установки и фиксации в нужном положении, печатный станок, подходящий тип типографской краски и материал пригодный для печати, такой как бумага.

    Бумага была изобретена в Китае много лет назад (Дай Лунем) и уже давно широко использовалась на Западе. Это был единственный элемент печатного процесса, который был в готовом виде у Иоганна Гутенберга. Хотя еще до Гутенберга проводилась определенная работа по совершенствованию остальных элементов книгопечатания. Китайские источники свидетельствуют о том, что в начале второго тысячелетия был изобретен наборный шрифт (из особым образом обоженной глиняной массы, а позднее из бронзы). Нет никаких оснований полагать, чтобы Гутенберг был знаком с опытом китайцев. Очевидно, Гутенберг пришел к решению проблемы подвижных литер самостоятельным путем и ввел множество важных нововведений. Например, нашел металлический сплав, подходящий для набора, создал матрицу для точной и аккуратной отливки комплектов литер, типографскую краску на масляной основе и станок, подходящий для печати.

    Но общий вклад Гутенберга оценивается гораздо выше, чем любое из его личных изобретений или усовершенствований. Его заслуга заключается, главным образом, в том, что он объединил все элементы печатания в эффективную систему производства. Именно для печати, в отличие от всех других предыдущих изобретений, существенное значение имеет процесс массового производства. Гутенберг создал не какое-то одно приспособление, не какой-то один механизм и даже не целую серию технических устройств. Он создал полный законченный промышленный процесс.

    Первые попытки тиражирования печатной продукции было тиснение, которое стало применяться в XIII веке в Европе для производства игральных карт. Затем ксилография — изготовление на деревянной доске выпуклого рисунка и оттиск его на листе — переходит в область книжного дела. Начало XV века ознаменовалось появлением отпечатанных таким образом картин и небольших сочинений. Особенно сильно ксилография была развита в Нидерландах.

    Оставалось сделать последний шаг — разрезать доску на подвижные литеры и перейти к набору. Воплощение этой мысли логичным образом вытекало из способа обучения грамоте — складывания слов из отдельных букв.

    Основу изобретение Гутенберга составляет создание того, что теперь называют шрифтом, т.е. металлических брусочков (литер) с выпуклостью на одном конце, дающей отпечаток буквы. Литера настолько проста, что мы воспринимаем ее как нечто само собой разумеющееся, и странной кажется длительная, кропотливая работа, которую должен был проделать Гутенберг, чтобы создать литеру. А между тем без преувеличения можно сказать, что Гутенберг на деле доказал свою гениальность, разрешив вопрос об изготовлении шрифта, и именно этим создал новое искусство.

    Начал он, видимо, с простого разделения деревянной доски на подвижные деревянные литеры. Однако этот материал, вследствие своей ломкости, изменения формы от влаги и неудобства закрепления в печатной форме, быстро доказал свою непригодность для разрешения задач, стоявших перед изобретателем.

    Возникновение идеи металлического шрифта еще не предрешало достижения необходимых результатов. Вероятнее всего Гутенберг начал с вырезывания букв непосредственно на металлических пластинках и только позднее освоил мысль об огромном преимуществе отливки совершенно однотипных букв в раз созданной форме.

    Но была еще одна деталь, над которой пришлось немало потрудиться изобретателю — это создание пунсона. Можно, конечно, в металле вырезать вглубь форму буквы или слова и потом, вливая в приготовленные таким образом формы легкоплавкий металл, получить литеры с выпуклым очком буквы. Однако возможно значительно упростить задачу, если сделать одну модель выпуклой буквы на твердом металле — пунсон. Пунсоном оттискивают в более мягком металле ряд обратных углубленных изображений нужной буквы, получают матрицы и после этого организуют быструю отливку любого количества литер. Следующий этап — нахождение сплава, который обеспечивает одновременно легкость изготовления (литья) и достаточную прочность шрифта, выдерживающего многократное печатание. Только изобретение пунсона, необходимого сплава и организация словолития знаменовали решительный и бесповоротный успех. Весь этот путь исканий был крайне долог и труден, и неудивительно, что Гутенберг мог употребить на прохождение его почти весь пятнадцатилетний период страсбургской жизни.

    Гутенбергу, очевидно, принадлежит введение первой наборной кассы и крупные новшество в печатании — создание печатного станка. Печатный станок Гутенберга крайне несложен — это простой деревянный винтовой пресс. В качестве первоосновы он использовал уже существовавшие к тому времени пресса, которые применялись в виноделии. Гутенберг переделал пресс для выжимания виноградного сока в первый в мире коммерческий типографский пресс.

    Лучшей черной краской в средние века считали сажу, полученную при сжигании виноградной лозы и растертую с растительным маслом. Гутенберг изобрел типографскую краску — Lampenruß, Firnis und Eiweiß/ламповая сажа и льняное масло или олифа.

    Первые произведения Гутенберга представляли собой небольшие брошюры и однолистки; для более крупных работ он не имел капитала и должен был искать его у других. В начале 1450 года Гутенберг вступил в сообщество с богатым майнцским бюргером Иоганном Фустом, одолживших ему денежные средства. В начале 1450г. проект капитального издания начал овладевать мыслями первопечатника — проект по тому времени грандиозный. Предположено было издать полный текст Библии на латинском языке. Именно для этой работы Гутенбергу пришлось занимать у Фуста огромные суммы денег. Кстати, примерно в то же время в Италии работал печатник Памфилий Кастальди, в Голландии — мастер Лаврентий Костер, а в той же Германии — Иоганн Ментелин. Все они осуществили переход от печатания с деревянных досок путем прокатки мягким валиком к печати подвижными литерами с помощью пресса. Однако решающие технологические новации были связаны с типографией Гутенберга.

    Долгое время первая Библия почиталась как первая печатная книга вообще. Она по праву является первой книгой, ибо книги, выходившие ранее, по своему объёму, скорее, заслуживают название брошюр. Кроме того это первая книга дошедшая до нас целиком, притом с довольно большим количеством экземпляров, тогда как все предшествующие ей сохранились лишь во фрагментах. По своему оформлению она принадлежит к числу прекраснейших книг всех веков. Всего таких книг было 180: Гутенберг напечатал 180 экземпляров Библии, из них 45 — на пергаменте, остальные — на итальянской бумаге с водяными знаками. И хотя это не первая инкунабула, среди других первопечатных изданий ее выделяет исключительное качество оформления. До наших дней в полном своем содержании сохранилась всего 21 книга. $ 25-35 млн. — и за какую другую книгу не уплачивались столь баснословные суммы. Первые книги, изданные в Европе от начала книгопечатания и до 1 января 1501 года назывались инкунабулами (от лат. incunabula — «колыбель», «начало») . Издания этого периода очень редки, так как их тираж был 100 — 300 экземпляров.

    Однако, в самый разгар работ над Библией, Фуст потребовал возврата ссуды. Вследствие невозможности оплатить большую часть долга возникло судебное разбирательство, закончившееся трагически для Гутенберга: он лишился на только типографии, но и значительной части оборудования своей первой типографии. В составе утраченного были, по видимому, и матрицы первого гутенбергского шрифта; сам же шрифт, уже сильно сбитый, остался собственностью Гутенберга. Гениальный творческий замысел Гутенберга был закончен по-видимому одним бывший подмастерье Гутенберга — Петером Шеффером, а прибыль, полученная после выхода в свет Библии, потекла в карман Иоганна Фуста. Вскоре Шеффер стал зятем Фуста, женившись на его единственной дочери Кристине. Теперь типография носила их имена «Fust und Schöffer» (Фуст и Шёффер). Шефферу приписываются такие нововведения в книгопечатании, как датировка книг, издательская марка (printer’s mark), греческий шрифт, печатание цветными красками. Шеффер сплавил свинец с сурьмой и получил типографский гарт (от hart — твердый (нем.), и осуществил переход от глиняных (крупных, лепных) форм, которые использовал его учитель Гутенберг, к медным формам. У Шёффера с Кристиной было четверо сыновей, продолживших семейное дело, в его честь до сих пор в Майнце выпускается пшеничное пиво «Schöfferhofer».

    Таким образом Гутенберг утратил монополию на своё изобретение. При таких условиях он не мог выдержать конкуренции своего богатого соперника и, выпустив несколько небольших книг, вынужден был закрыть типографию. Возобновить печатания ему удалось лишь на краткий срок, в 1460-1462 годах. После разграбления и пожара Майнца 28 октября 1462 года, Гутенберг не выступал более в роли печатника. 17 января 1465 г. архиепископ Майнца Адольф II Нассауский назначил пожизненно Гутенбергу поместье, придворное платье, 2180 мер зерна и 2000 литров вина. Гутенберг скончался в умер 3 февраля 1468 года и схоронен в Майнце в церки францисканцов.

    Изобретение Гутенберга произвело коренной переворот потому, что оно разрешало проблему изготовления книг любого объема, во много раз ускоряло процесс их печатания; оно обеспечивало приемлемые цены на книги и рентабельность работы. Книгопечатание лишало заработка в первую очередь монахов-переписчиков. Не пострадали только переплетчики. Иоганн Гутенберг и другие ранние типографы чаще всего выпускали книги непереплетенными, об этом надлежало заботиться читателям. Проблем с этим не было, ибо переплетные мастерские существовали в каждом более или менее крупном городе.

    Монахам ничего не стоило объявить изобретение Гутенберга творение дьяволом, а изобретателя — прислужником сатаны. Что такая опасность для Гутенберга была вполне реальной, доказывает сожжение в Кёльне первых экземпляров печатной библии, как дело рук сатаны. Книгопечатание принесло с собой десакрализацию «священной книги»: отныне Библия общедоступна и может быть изучена самостоятельно, без комментария священника, и этого достаточно для общения с Богом. «Книгу творения» можно стало не просто восхищенно созерцать, строго соблюдая церковные наставления, но активно и самостоятельно исследовать.

    Гутенберг рассек ремесленное единство простейшей печати на отдельные специализированные виды работы: изготовление шрифта, набор и печать. Это изобретение совершенно изменило технику печати и перестроило структуру печатного процесса.

    Слава творца одного из гениальнейших искусств должна принадлежать человеку, посвятившему всю свою жизнь тому, чтобы довести до конца свое дело, чтобы создать впервые типографию и книгу.

    Изобретение печатного станка. Первые печатные издания;

    Коренные изменение в информационно-коммуникационных процессах связаны с изобретением книгопечатания. В период с1445 по 1450 год в немецком городе Майнце Иоганн Гутенберг изобрел и осуществил полный цикл печатного производства: он объединил в одно целое систему металлических литер, создал сплав из свинца, цинка и сурьмы, а также оборудование для отливки литер из этого сплава, придумал и изготовил наборную кассу и приспособление для набора строк из литер и столбцов из строк. И наконец изготовил пресс – печатную машину, на которой в 1452 году была выпущена первая печатная книга – 42-строчная Библия.

    Для печати страниц в два столбца с аккуратными ровными полями Гутенберг заготовил 290 печатных знаков: 47 заглавных букв, 63 строчных, 92 знака с аббревиатурами, 83 комбинации букв (лигатуры) и пять запятых. Лигатуры (ff, fl, st, ll) позволяли сэкономить много места и позволяли сохранить один кегль(размер шрифта). Той же цели служили готовые знаки для латинских предлогов (pre, prae и др.), окончаний, двойных согласных. Гутенберг имитировал лучшие образцы рукописных шрифтов, сохраняя архитектуру текста, чтобы зрительно страница воспринималась заполненной равномерно.

    Достаточно быстро книгопечатание получает широкое распространение во всей Европе: 1460г. в Стасбурге, 1466г. – Кельне, 1467г. – Риме и Венеции, 1470г. Париже, 1476г. — Лондоне…

    Наряду с книгой в 16 веке большое распространение получают различного вида информационные издания – как печатные так и рукописные – памфлеты, газеты-листовки, книги-новостей, баллады-новостей. Эти издания были небольшого формата и объема ( только объем книг-новостей доходил до 12-14 страниц), освещали различные события как внутри страны, так и за рубежом. Представляли собой сугубо информационные материалы без комментариев и не имели четкой периодичности.

    Важную роль в развитии коммуникационных процессов сыграло появление почты. К 1641 году в Англии существовала еженедельная почтовая связь между Лондоном и графствами. Также один раз в неделю прибывала почта с континента. К концу сороковых годов 17 века почтовые отправления прибывали с континента уже дважды в неделю. В 1464 г. Людовик Х1 создает первую почтовую линию во Франции. В Германии первая почта появилась в 1493 году. В 1501 году император назначил Франца фон Таксиса почтмейстером и позже ему была выдана привилегия на почтовое ведомство с правом наследия. К концу 15 века в Европе было уже 270 почт.

    Информационное общение появилось уже на самых ранних стадиях развития человечества. С появлением государства развиваются политические институты, профессиональные политики. Во времена рабовладельческой демократии в Древней Греции важную роль в процессе распространения общественной информации стали играть ораторы. Устное слово становится важнейшей формой информационной деятельности, направленной на массы. Целенаправленное распространение различных сведений, формирование общественного сознания, воздействие на аудиторию и стремление побудить ее к определенным действиям – все это позволяет охаpaктеризовать ораторское искусство как прообраз публицистической деятельности.

    Наряду с устными формами в древних цивилизациях развивались и письменные, появляются прообразы современной газеты.

    С падением Римской империи в 5 в.н.э. значительно сузились масштабы информационной и публицистической деятельности. В раннем Средневековью большую роль в распространении информации сыграла христианская церковь.

    Формирование государственности в Европе в 13-14 в.в., развитие торговых отношений, распространение грамотности значительно повлияли и на информационно-коммуникационные процессы. Появляются новые письменные формы распространения информации, в первую очередь торговой.

    С изобретением Иоганом Гутенбергом печатного станка начинается новый этап информационной деятельности. В Европе развивается книгопечатание, получают распространение различные новостные листки, сборники, книги новостей. Собственно журналистика появляется в 17 в. с выходом в свет первых периодических печатных изданий.

    Корнилова Е.Н. Риторика – искусство убеждать. Своеобразие публицистики античной эпохи. М., 1998.

    Ученова В.В. У истоков публицистики. М., 1989.

    — Немировский Евг. Л. Мир книги (с древних времен до начала ХХ века).

    Саламон л. Всеобщая история прессы. История печати. Антология. Т.1 М., 2001

    Бюхер К. Происхождение газеты. История печати. Т. 2. М., 2001.

    История книгопечатания. Изобретатель первого печатного станка. Создание первой печатной книги

    Современную жизнь невозможно представить без того изобретения, которое подарил миру простой немецкий ремесленник Иоганн Гутенберг. Книгопечатание, основателем которого он стал, до такой степени изменило ход мировой истории, что по праву отнесено к величайшим достижениям цивилизации. Его заслуга столь велика, что незаслуженно забываются те, кто ещё за много веков до этого создавал основу будущего открытия.

    Оттиск с деревянной доски

    История книгопечатания берёт своё начало в Китае, где ещё в III веке вошла в употрeбление техника так называемой штучной печати – оттиск на текстиле, а позже и на бумаге различных рисунков и коротких текстов, вырезанных на деревянной доске. Такой метод получил название ксилографии и из Китая быстро распространился по всей Восточной Азии.

    Следует отметить, что печатные гравюры появились значительно раньше, чем книги. До наших дней дошли отдельные образцы, выполненные уже в первой половине III века, когда в Китае правили представители династии Хань. В этот же период появилась и техника трёхцветной печати на шёлке и бумаге.

    Первая ксилографическая книга

    Создание первой печатной книги исследователи относят к 868 году – именно эта дата стоит на самом раннем издании, выполненным в технике ксилографии. Она появилось в Китае и представляла собой сборник религиозно-философских текстов, озаглавленный «Алмазная сутра». Во время раскопок храма Кёнджи в Корее был найден образец печатного изделия, выполненныйпочти на столетие раньше, но, в силу некоторых особенностей, он относится, скорее, к разряду амулетов, чем книг.

    На Ближнем Востоке штучная печать, то есть, как было сказано выше, выполненная с доски, на которой вырезался текст или рисунок, вошла в употрeбление в середине IV столетия. Ксилография, называемая по-арабски «тарш», получила распространение в Египте и своего расцвета достигла к началу X века.

    Данный метод применялся главным образом для печатания текстов молитв и изготовления письменных амулетов. Хаpaктерной особенностью египетской ксилографии является использование для оттисков не только деревянных досок, но и изготовленных также из олова, свинца и обожжённой глины.

    Появление подвижного шрифта

    Однако, как бы ни совершенствовалась технология штучной печати, её главным недостатком была необходимость для каждой очередной страницы заново вырезать весь текст. Прорыв в этом направлении, благодаря которому история книгопечатания получила значительный импульс, произошёл также в Китае.

    По сообщению выдающегося учёного и историка прошедших веков Шэнь Ко, китайскому мастеру Би Шену, жившему в период с 990 по 1051 год, пришла в голову идея сделать из обожжённой глины подвижные литеры и поместить их в специальные рамки. Это позволяло набирать из них определённый текст, а после печатанья необходимого количества экземпляров рассыпать и использовать заново в иных сочетаниях. Так был изобретён подвижный шрифт, используемый вплоть до наших дней.

    Однако эта гениальная идея, ставшая основой всего будущего книгопечатания, не получила в тот период должного развития. Объясняется это тем, что в китайском языке существует несколько тысяч иероглифов, и изготовление такого шрифта представлялось слишком затруднительным.

    Между тем, рассматривая все этапы книгопечатания, следует признать, что наборными литерами впервые воспользовались не европейцы. Известна сохранившаяся до наших дней единственная книга религиозных текстов, изготовленная в 1377 году в Корее. Как установили исследователи, она была отпечатана с использованием технологии подвижного шрифта.

    Европейский изобретатель первого печатного станка

    В христианской Европе техника штучной печати появилась около 1300 года. На её основе производились всевозможные религиозные изображения, выполненные на ткани. Они были подчас достаточно сложными и многоцветными. Примерно через столетие, когда бумага стала относительно доступной, на ней стали печатать христианские гравюры, и параллельно с этим – игральные карты. Как это ни парадоксально, но прогресс печатного дела послужил одновременно и святости, и пороку.

    Однако в полной мере история книгопечатания начинается с изобретения печатного станка. Эта честь принадлежит немецкому ремесленнику из города Майнца Иоганну Гутенбергу, разработавшему в 1440 году способ многократного нанесения оттисков на листы бумаги, используя при этом подвижные литеры. Несмотря на то что в последующие века первенство в этой области приписывалось иным изобретателям, у серьёзных исследователей нет оснований сомневаться в том, что появление книгопечатания связано именно с его именем.

    Изобретатель и его инвестор

    Изобретение Гутенберга состояло в том, что он изготовил из металла буквы в их перевёрнутом (зеркальном) виде, а затем, набрав из них строки, делал на бумаге оттиск при помощи специального пресса. Как и у большинства гениев, у Гутенберга были блестящие идеи, но отсутствовали средства на их реализацию.

    Чтобы дать жизнь своему изобретению, гениальный ремесленник был вынужден обратиться за помощью к майнцкому дельцу по имени Иоганн Фуст и заключить с ним договор, в силу которого тот был обязан финансировать будущее производство, а за это имел право получать определённый процент от прибыли.

    Компаньон, оказавшийся ловким дельцом

    Несмотря на внешнюю примитивность используемых технических средств и отсутствие квалифицированных помощников, изобретатель первого печатного станка сумел в короткий срок изготовить целый ряд книг, наиболее известной из которых является знаменитая «Библия Гутенберга», хранящаяся в музее города Майнца.

    Но уж так устроен мир, что в одном человеке редко уживается дар изобретателя с навыками хладнокровного дельца. Очень скоро Фуст воспользовался невыплаченной ему в срок частью прибыли и через суд прибрал к рукам всё дело. Он стал единоличным собственником типографии, и этим объясняется тот факт, что в течение длительного времени именно с его именем ошибочно связывали создание первой печатной книги.

    Иные претенденты на роль первопечатников

    Как уже говорилось выше, очень многие народы Западной Европы оспаривали у Германии честь считаться основателями книгопечатания. В связи с этим упоминается несколько имён, среди которых наиболее известны Иоганн Ментелин из Страсбурга, сумевший в 1458 году создать типографию, подобную той, которая была у Гутенберга, а также Пфистер из Бамберга и голландец Лоренс Костер.

    Не остались в стороне и итальянцы, утверждающие, что их соотечественник Памфилио Кастальди является изобретателем подвижного шрифта, и что именно он передал свою типографию немецкому коммерсанту Иоганну Фусту. Однако никаких серьёзных доказательств подобного утверждения представлено не было.

    Начало печатания книг в России

    И, наконец, остановимся подробнее на том, как развивалась история книгопечатания на Руси. Хорошо известно, что первой печатной книгой Московского государства является «Апостол», изготовленный в 1564 году в типографии Ивана Фёдорова и Петра Мстиславца. Оба они являлись учениками датского мастера Ганса Миссенгeйма, присланного королём по просьбе царя Ивана Грозного. В послесловии книги указано, что их типография была основана в 1553 году.

    Как утверждают исследователи, история книгопечатания в Московском государстве получила развитие в результате того, что возникла острая необходимость в исправлении многочисленных ошибок, вкравшихся в тексты религиозных книг, долгие годы копировавшихся от руки. По невнимательности, а подчас и умышленно переписчики вносили искажения, которых с каждым годом становилось всё больше.

    Состоявшийся в 1551 году в Москве церковный собор, получивший название «Стоглавого» (по количеству глав в его заключительном постановлении), издал указ, на основании которого все рукописные книги, в которых были замечены ошибки, изымались из пользования и подлежали исправлению. Однако зачастую подобная пpaктика приводила лишь к новым искажениям. Вполне понятно, что решением проблемы могло быть лишь повсеместное введение печатных изданий, многократно тиражирующих оригинальный текст.

    Об этой проблеме были хорошо осведомлены за границей, и поэтому, преследуя коммерческие интересы, во многих европейских странах, в частности, в Голландии и Германии, наладили печатание книг из расчёта на их сбыт среди славянских народов. Это создало благоприятную почву для последующего создания целого ряда отечественных типографий.

    Российское книгопечатание при патриархе Иове

    Ощутимым толчком для развития печатного дела на Руси явилось учреждение в ней патриаршества. Первый предстоятель Русской православной церкви патриарх Иов, занявший престол в 1589 году, с первых дней начал прилагать усилия для обеспечения государства надлежащим количеством духовной литературы. В период его правления книгопечатанием заведовал мастер по фамилии Невежа, выпустивший в свет четырнадцать различных изданий, по своим хаpaктерным особенностям весьма близких к «Апостолу», который отпечатал Иван Федоров.

    История книгопечатания более позднего периода связана с именами таких мастеров, как О. И. Радищевский-Волынцев и А. Ф. Псковитин. Из их типографии вышло много не только духовной литературы, но и образовательных книг, в частности, пособий по изучению грамматики и освоению навыков чтения.

    Последующее развитие печатного дела в России

    Резкий спад в развитии типографского дела произошёл в начале XVII века и был обусловлен событиями, связанными с польско-литовской интервенцией и получившими название Смутного времени. Часть мастеров была вынуждена прервать своё занятие, а остальные погибли или покинули пределы России. Возобновилось массовое книгопечатание лишь после восшествия на престол первого государя из Дома Романовых – царя Михаила Фёдоровича.

    Не остался равнодушным к типографскому производству и Пётр I. Посетив во время своего европейского вояжа Амстердам, он заключил с голландским купцом Яном Тессингом договор, по которому тот имел право производить печатную продукцию на русском языке и привозить её для сбыта в Архангельск.

    Кроме того, государем был дан заказ на изготовление нового гражданского шрифта, вошедшего в повсеместное употрeбление в 1708 году. Спустя три года в Санкт-Петербурге, готовящемся стать столицей России, была учреждена самая большая в стране типография, ставшая впоследствии синодальной. Отсюда, с берегов Невы, книгопечатание зашагало по всей стране.


Как заворонить сталь в домашних условиях

Как заворонить сталь в домашних условиях Как заворонить сталь в домашних условиях Как сделать воронение стали в домашних условиях. В селитре, маслом, средством «Клевер» Воронение или...

20 07 2024 17:34:42

Шиномонтажный станок своими руками чертежи видео

Шиномонтажный станок своими руками чертежи видео Шиномонтажный станок своими руками чертежи видео Самодельный ручной станок для шиномонтажа своими руками При поиске идеи для открытия собственного бизнеса...

19 07 2024 8:42:48

Натяжные потолки как расположить лампочки в москве

Натяжные потолки как расположить лампочки в москве Натяжные потолки как расположить лампочки в москве Как красиво расположить лампочки на натяжном потолке? Существует несколько разновидностей натяжного...

18 07 2024 21:22:45

Снегоуборщик Ariens Pro ST 28 DLE Professional арт. 926319: обзор, отзывы

Снегоуборщик Ariens Pro ST 28 DLE Professional арт. 926319: обзор, отзывы Снегоуборщик Ariens Pro ST 28 DLE Professional арт. 926319: обзор, отзывы Снегоуборщик Ariens Pro ST 28 DLE Professional арт. 926319: обзор, отзывы...

17 07 2024 13:10:51

Как правильно подключить автоматы в частном доме

Как правильно подключить автоматы в частном доме Как правильно подключить автоматы в частном доме Как грамотно подключить автоматы в электрическом щите Автоматические выключатели, известные так же, как...

16 07 2024 13:53:47

Какой размер коронки под розетку

Какой размер коронки под розетку Какой размер коронки под розетку Разновидности коронок по бетону для установки розеток После окончания строительства собственного дома или в процессе...

15 07 2024 6:54:32

Заточка керамических ножей в домашних условиях видео

Заточка керамических ножей в домашних условиях видео Заточка керамических ножей в домашних условиях видео Заточка керамических ножей в домашних условиях Нож является незаменимым инструментом на кухне, и...

14 07 2024 1:27:48

Из чего делают термит

Из чего делают термит Из чего делают термит Особенности изготовления термитной смеси своими руками - состав и рекомендации Термитная смесь — порошок, отличающийся составом в...

13 07 2024 7:45:44

MAAT thEQblue: 12 параметрических эквалайзеров в одном VST-плагине

MAAT thEQblue: 12 параметрических эквалайзеров в одном VST-плагине  VST-эквалайзер MAAT thEQblue оснащается слепками хаpaктеристики 12 известных аппаратных эквалайзеров и обещает вывести аналоговое звучание на новый уровень....

12 07 2024 11:45:29

Компрессор назначение принцип действия

Компрессор назначение принцип действия Компрессор назначение принцип действия Компрессор - это. Виды компрессоров, назначение, устройство и принцип работы Новый этап развития в строительстве и...

11 07 2024 21:54:15

Как подключить несколько лампочек к одному проводу

Как подключить несколько лампочек к одному проводу Как подключить несколько лампочек к одному проводу Организация освещения с двумя лампочками и одним выключателем Часто при электромонтаже освещения зданий...

10 07 2024 12:43:31

Вдохновение — это дeвyшка, которая вас френдзонит. Не ждите его

Вдохновение — это дeвyшка, которая вас френдзонит. Не ждите его  Поиск вдохновения и ожидания музы загоняет вас в ловушку творческой френдзоны. Не попадайтесь в нее и поменяйте отношение к творчеству....

09 07 2024 7:57:56

В маркировочной бирке стропа указывается

В маркировочной бирке стропа указывается В маркировочной бирке стропа указывается Что должно быть указано на бирке канатного или цепного стропа? Где располагается бирка? Канатные и цепные стропы...

08 07 2024 2:31:14

Эпоксидный клей температура применения

Эпоксидный клей температура применения Эпоксидный клей температура применения Инструменты Для соединения разных деталей используются способы, не требующие сверления отверстий или применения...

07 07 2024 20:29:41

Как наносить размеры на чертеже инженерная графика

Как наносить размеры на чертеже инженерная графика Как наносить размеры на чертеже инженерная графика Общие правила нанесения размеров на чертежах Стандарт ( Г О С Т 2.307-68) устанавливает правила нанесения...

06 07 2024 22:41:40

Как проверить тиристор тестером

Как проверить тиристор тестером Как проверить тиристор тестером Как проверить диод и тиристор. 3 простых способа Среди домашних мастеров и умельцев периодически возникает необходимость...

05 07 2024 9:39:52

YouTube и Universal Music обновят тысячи классических видеоклипов до 2020 года

YouTube и Universal Music обновят тысячи классических видеоклипов до 2020 года  YouTube и Universal заменят тысячи видеоклипов, чтобы классика была доступна с максимально возможным качеством видео и аудио....

04 07 2024 23:24:28

Знак шероховатости на чертеже

Знак шероховатости на чертеже Знак шероховатости на чертеже Шероховатость поверхности Совокупность неровностей, образующих рельеф поверхности называют шероховатостью. В технологии...

03 07 2024 14:55:39

Калькулятор для расчета сечения кабеля по мощности

Калькулятор для расчета сечения кабеля по мощности Калькулятор для расчета сечения кабеля по мощности Расчет сечения кабелей и проводов по мощности и току Калькулятор позволяет рассчитать сечение...

02 07 2024 3:43:30

Поделки из фанеры чертежи и рисунки

Поделки из фанеры чертежи и рисунки Поделки из фанеры чертежи и рисунки Оригинальные поделки из фанеры своими руками - технология, варианты изготовления, фото идеи Поделки из фанеры - один...

01 07 2024 4:54:19

Для чего нужен осциллограф в автомобильной диагностики

Для чего нужен осциллограф в автомобильной диагностики Для чего нужен осциллограф в автомобильной диагностики Что можно сделать с помощью осциллографа В мастерской электронщика и электрика если не обязательно,...

30 06 2024 11:25:39

Подключение горелки к газовому баллону

Подключение горелки к газовому баллону Подключение горелки к газовому баллону Газовая горелка. Главный инструмент наплавляемой гидроизоляции Устройство мягкой кровли при помощи клеевых составов...

29 06 2024 2:20:10

Как подключить электромотор на 220 вольт

Как подключить электромотор на 220 вольт Как подключить электромотор на 220 вольт Подключение электродвигателя 380В на 220В Подключение электродвигателя 380В на 220В выполняется через...

28 06 2024 20:38:11

Где разрезать керамогранитную плитку

Где разрезать керамогранитную плитку Где разрезать керамогранитную плитку Резка керамогранита без сколов в домашних условиях Керамогранит – один из наиболее твёрдых материалов, применяемых...

27 06 2024 12:21:51

Как подключить дхо через 5 контактное реле

Как подключить дхо через 5 контактное реле Как подключить дхо через 5 контактное реле Все схемы подключения дневных ходовых огней На территории РФ уже более 8 лет действуют поправки в правила...

26 06 2024 15:19:42

Из чего делается бронза

Из чего делается бронза Из чего делается бронза Что такое бронза: виды сплава, состав и свойства Бронза — это сплав меди с оловом, алюминием, свинцом, кремнием и бериллием. В...

25 06 2024 7:36:53

Ремонт светодиодных ламп автомобиля

Ремонт светодиодных ламп автомобиля Ремонт светодиодных ламп автомобиля Можно ли починить светодиодные лампы? Подлежат ли ремонту LED-фары в машине? Ничто не вечно в нашем мире. В том числе...

24 06 2024 23:54:20

Основной расчет призматических шпонок производится по напряжениям

Основной расчет призматических шпонок производится по напряжениям Основной расчет призматических шпонок производится по напряжениям Расчет шпоночного соединения Одной из самых распространенных, простых и дешевых деталей...

23 06 2024 9:36:47

Клемники ваги технические хаpaктеристики

Клемники ваги технические хаpaктеристики Клемники ваги технические хаpaктеристики Клеммы Wago: виды, хаpaктеристики, как выбрать и как правильно пользоваться Клеммы Wago: виды, хаpaктеристики,...

22 06 2024 4:48:27

Как правильно точить топор на наждаке

Как правильно точить топор на наждаке Как правильно точить топор на наждаке Инструменты Топоры используются для работ по изготовлению деревянных конструкций, валки и рубки деревьев. Они...

21 06 2024 23:42:27

Длина общей нормали зубчатого колеса формула

Длина общей нормали зубчатого колеса формула Длина общей нормали зубчатого колеса формула Расчет длины общей нормали зубчатого колеса Для проверки качества изготовления поверхностей зубьев...

20 06 2024 22:12:23

Как поставить выключатель на светильник

Как поставить выключатель на светильник Как поставить выключатель на светильник Подключаем выключатель с подсветкой При выборе выключателей для освещения жилых помещений, мы всегда сталкиваемся...

19 06 2024 10:31:57

Тиски слесарные что это такое

Тиски слесарные что это такое Тиски слесарные что это такое Слесарные тиски Слесарные тиски – это приспособление для закрепления заготовок при обработке ручным или механическим...

18 06 2024 11:52:53

Прожектор с датчиком день ночь

Прожектор с датчиком день ночь Прожектор с датчиком день ночь Светодиодный прожектор с датчиком освещенности Для освещения территории, расположенной возле частного дома всегда...

17 06 2024 17:24:29

Снегоуборщик Stiga Snow Blizzard: обзор, отзывы

Снегоуборщик Stiga Snow Blizzard: обзор, отзывы Снегоуборщики Stiga. Обзор модельного ряда. Технические хаpaктеристики. Инструкции по эксплуатации...

16 06 2024 23:48:24

Объемный вес и плотность в чем разница

Объемный вес и плотность в чем разница Объемный вес и плотность в чем разница Объемный вес и плотность (Слайд1G3_3) Объемным весом осадочной породы называется вес единицы ее объема (1 см3)...

15 06 2024 8:13:10

Схемы зарядников для авто аккумуляторов

Схемы зарядников для авто аккумуляторов Схемы зарядников для авто аккумуляторов Схемы зарядных устройств для автомобильных аккумуляторов Бывают случаи, особенно зимой, когда владельцы...

14 06 2024 16:52:30

Как правильно сматывать кабель

Как правильно сматывать кабель Как правильно сматывать кабель Как правильно скручивать провода между собой В процессе организации электрической линии используются современные и...

13 06 2024 23:52:39

NAMM 2020: Electro-Harmonix EHX-2020 — доступный и компактный тюнер для гитар и басов

NAMM 2020: Electro-Harmonix EHX-2020 — доступный и компактный тюнер для гитар и басов  Electro-Harmonix выпустила первый хроматический тюнер EHX-2020 в формате мини-педали. Большой экран, компактный размер и настройка любых инструментов....

12 06 2024 15:43:24

Какие требования техники безопасности необходимо соблюдать

Какие требования техники безопасности необходимо соблюдать Какие требования техники безопасности необходимо соблюдать Какие требования техники безопасности необходимо соблюдать при выполнении свайных работ....

11 06 2024 10:44:14

Какие батарейки можно заряжать а какие нет

Какие батарейки можно заряжать а какие нет Какие батарейки можно заряжать а какие нет Какие батарейки можно заряжать и как это сделать Портативные энергосодержащие устройства — незаменимая вещь в...

10 06 2024 5:30:27

Яндекс покажет фестиваль «Нашествие» в прямом эфире

Яндекс покажет фестиваль «Нашествие» в прямом эфире  Смотреть "Нашествие" 2019 можно будет на главной странице Яндекс в высоком качестве и с возможностью подписки на выступления....

09 06 2024 12:42:47

Как подключить выключатель с индикатором подсветки

Как подключить выключатель с индикатором подсветки Подключаем выключатель с подсветкой При выборе выключателей для освещения жилых помещений, мы всегда...

08 06 2024 10:21:36

Размер 50 литрового газового баллона

Размер 50 литрового газового баллона Размер 50 литрового газового баллона Хаpaктеристики типовых 50 литровых газовых баллонов: конструкция, габариты и вес баллона Согласитесь, что каждый...

07 06 2024 14:48:41

Карусельный станок 1512 скачать электросхему

Карусельный станок 1512 скачать электросхему Карусельный станок 1512 скачать электросхему Токарно-карусельный станок 1512 В продаже можно встретить относительно небольшое количество станков, которые...

06 06 2024 12:46:51

Как проверить акб автомобиля мультиметром

Как проверить акб автомобиля мультиметром Как проверить акб автомобиля мультиметром Проверяем АКБ автомобиля с помощью мультиметра правильно Иногда зимой у автолюбителей возникают проблемы при...

05 06 2024 22:39:17

NAMM 2019: инновационный Acoustasonic Telecaster может звучать как акустика или электрогитара по выбору музыканта

NAMM 2019: инновационный Acoustasonic Telecaster может звучать как акустика или электрогитара по выбору музыканта  Удивительный гибрид электрогитары и акустики Fender American Acoustasonic Telecaster: американская сборка, инновационный дизайн и технологичность....

04 06 2024 11:22:32

Маркировка конденсаторов расшифровка 104

Маркировка конденсаторов расшифровка 104 Маркировка конденсаторов расшифровка 104 Маркировка конденсаторов Большое значение для правильного выбора того или иного элемента в различных схемах имеет...

03 06 2024 6:42:13

Как проверить работоспособность автомобильного генератора

Как проверить работоспособность автомобильного генератора Как проверить работоспособность автомобильного генератора Как проверить генератор на машине, не снимая. Мультиметром и без него + подробное видео Что же...

02 06 2024 8:21:21

Классификация устройство и принцип действия центробежных насосов

Классификация устройство и принцип действия центробежных насосов Классификация устройство и принцип действия центробежных насосов Назначение, устройство, принцип работы центробежного насоса Что представляет собой...

01 06 2024 0:41:10

Еще:
Музыка -1 :: Музыка -2 :: Музыка -3 :: Музыка -4 :: Музыка -5 :: Музыка -6 :: Музыка -7 :: Музыка -8 :: Музыка -9 :: Музыка -10 :: Музыка -11 ::