Эластичный строп для чего
Область применения строп
Строп (от нидерл. strop,»петля») — конструкция, применяемая для подъема и трaнcпортировки грузов. Как правило, строп имеет вид троса, каната, либо цепи с петлей или крюком на обоих концах. Основная задача стропов — обеспечивать быстроту и надежность крепления груза, удобство использования.
Стропы применяются в самых различных областях: при грузоперевозках, строительных работах, погрузочно-разгрузочных работах, в лесной, нефтяной и газовой промышленности, сельском хозяйстве, на производстве. К стропам предъявляются жесткие требования по безопасности, они должны соответствовать стандартам ГОСТа и быть сертифицированными. Стропы имеют непосредственное отношение к сохранности здоровья и жизни людей, целостности грузов.
Классификация строп
В зависимости от габаритов груза и хаpaктера грузовых работ различают стропы канатные, стропы текстильные и цепные стропы.
Стропы канатные обычно имеют вид каната, сплетенного из нескольких ответвлений. Многоветвевые канатные стропы имеют от двух и более канатов, соединенных вместе стальным кольцом. Количество канатов и способы захвата грузов отличаются в зависимости от хаpaктера грузоподъемных или строительных работ. Такие стропы являются отличным средством при трaнcпортировке особо тяжеловесных и крупногабаритных грузов, имеющих специальные петли, скобы либо проушины для захвата. Двухпетельный канатный строп — часть каната, закрученная с обоих концов в петли. Способен при захвате груза проходить через кольца и отверстия, увеличивая, таким образом, прочность и надежность крепления. Канатные стропы эффективно выполняют возложенные на них задачи при температурах от -45 до +40°С, надежны. Устойчивость каната к резким нагрузкам очень высокая. Разрушение таких строп не мгновенное, его можно заметить на раннем этапе и избежать аварии. Несмотря на достоинства, канатные стропы обладают большим весом и менее удобны по сравнению с остальными видами строп, их не рекомендуется применять в химически активных средах, при работах с хрупкими грузами.
Стропы текстильные — самый универсальный вид строп. При собственном минимальном весе и размере они могут использоваться при трaнcпортировке многих видов грузов. Стропы текстильные устойчивы к воздействию внешней среды, не бояться солнца, защищены от воздействий воды, нефти, химически активных веществ, растворителей, масел. Прекрасно выполняют свои задачи во всех климатических зонах, не теряют свойств при большом перепаде температур. Лучше всего текстильные стропы подходят для трaнcпортировки хрупких грузов, т.к. не царапают и не деформируют их при подъеме. Пиломатериалы, древесину, пластиковые и полиэтиленовые заготовки, окрашенные конструкции — все это наиболее безопасно трaнcпортировать при помощи текстильных строп; кроме того, минимален риск травмы среди работников при их использовании. Продлить срок службы текстильных строп помогает защитная спецткань, которой они снабжены в районе петель, иногда стропы снабжаются защитой по всей своей длине. Текстильные стропы имеют два ременных слоя и различаются по цветам в зависимости от допустимых нагрузок.
Стропы цепные — также широко применяются при грузоподъемных и строительных работах. Представляют собой цепь из звеньев высокой прочности соединенных, как правило, методом сварки. В отличие от канатных строп обладают большей гибкостью, и удобством при погрузочно-разгрузочных работах. Стальная цепь таких строп выдерживает давление грузов с заостренными частями. Хотя цепные стропы имеют довольно значительный вес, при использовании высокотехнологичных сплавов он может быть значительно уменьшен. Исключительно долговечны и, в отличие от текстильных и канатных, пригодны для ремонта. Выдерживают применение при сверхвысоких и сверхнизких температурах, воздействие огня и кислот.
Дополнительные комплектующие
При строительных работах и подъеме грузов не обойтись без специальных приспособлений для строп: крюков, звеньев, коушей, захватов, карабинов, таверсов.
Крюк — основной элемент погрузочно-разгрузочных работ. Виды крюков — чалочные (строповые) крюки, крюки с вилочным разъемом, крюки с проушиной, крюки с большим зевом, укорачивающие и S-образные крюки.
Звенья. Основное применение — сцепка грузовых конструкций между собой. Подразделяются на обычные овальные, треугольные, соединительные.
Коуш — железное кольцо с выгнутыми наружу краями, предназначенный для обвязки его веревкой.
Грузовые Захваты — незаменимы при работах со сложными и крупногабаритными грузами. С их помощью трaнcпортируют европоддоны, трубы, листовой металл, рулонную сталь, строительные плиты и блоки. Широко используются в автомобильной промышленности.
Карабины — сцепки особой конструкции, выполняют роль крепления для остальных деталей грузовых конструкций.
Таверс — одна или несколько балок, соединенных между собой, имеет специальную форму под каждый тип груза. Задействуются при перемещении рельс, контейнеров, труб, различных рулонов, разгрузке вагонов.
Важные моменты
Правильный выбор фирмы-изготовителя грузоподъемного оборудования станет залогом долговечности материалов и безопасности работ. Залогом хорошего качества продукции является точное соответствие ГОСТу. Любой строп должен иметь бирку с выбитой на ней информацией о дате изготовления изготовителе и грузоподъемности. Эксплуатация стропа, на котором отсутствует бирка, запрещена. Большое значение следует придать наличию серийного номера и длительности гарантии на стропы. В противном случае возможны не только материальные и временные издержки при работе с некачественными изделиями, но и угроза жизни и здоровью людей.
Немаловажен также ассортимент, наличие и доступность стропов прямо со склада. Важную роль играет качество гарантийного облуживания. Будет неплохо, если фирма сама занимается производством грузоподъемного оборудования — цена на такую продукцию ниже.
Мы надеемся, что вышеизложенный материал поможет сделать Вам правильный выбор при покупке грузоподъемного и строительного оборудования.
Правильный рывковый трос
НЕМНОГО ТЕОРИИ
Динамический трос, растягиваясь, плавно накапливает энергию, а в момент, когда напряжение доходит до критического уровня, резко сжимается. В этом и состоит основная сложность общения с ним. Если правильно поймать момент сжатия и остановить передний автомобиль, то задний скорее всего освободится из плена. Казалось бы, все просто. Но без пpaктики уловить этот момент нелегко. Обычно тормозят либо раньше, либо позже необходимого. В первом случае силы натяжения не хватает для полноценного рывка. Во втором застрявший автомобиль играет роль якоря, и передняя машина откидывается назад.
Еще одна распространенная ошибка – сразу «рвать» в полную силу. Если внедорожник застрял на совесть, то есть риск мощным рывком лишить один из автомобилей как минимум буксирной проушины. А она, оторвавшись, полетит в том направлении, куда ее тянет трос. Вы знаете, какие разрушения может причинить кусок железа, летящий с огромной скоростью? Чаще всего в этом случае повреждаются стекла или кузов. В особо запущенных случаях страдает даже рама. В худших – люди. Поэтому, прежде чем вытаскивать машину, следует ее слегка раскачать, несколько раз несильно подергивая тросом. И, конечно, не забывать про «тросогаситель» – телогрейку или что-то подобное, повешенное посередине стропы.
Если все делать правильно и динамические свойства троса действительно хороши, то извлечь из раскисшей глинистой колеи севший на днище какой-нибудь среднеразмерный внедорожник не составит труда даже «Нивой» или «джимником».
БОЛЬШИЕ ВОЗМОЖНОСТИ
Бытует мнение, что рывковые тросы подходят только для вытаскивания застрявших авто. Из-за того, что они тянутся, их якобы нельзя использовать в качестве корозащитки или удлинителя при работе с лебедкой. Многие не советуют применять «динамику» и для буксировки по дорогам – тоже неверное представление о способностях этого снаряжения.
Тросы под нагрузкой действительно растягиваются, но не так критично, как это может показаться на первый взгляд. Скажем, наши испытания разных строп и тросов показали, что максимальное растяжение, которого удалось добиться, – 2.8 м при длине менее 7.5 м в спокойном состоянии. И это на веревке, которая в прямом смысле слова динамической не является: после снятия нагрузки она не до конца возвращается в исходное состояние. Настоящие рывковые стропы удлиняются при рывке не более чем на полтора-два метра, а при нагрузке в 4 тонны – максимум на 1.2 м.
А такое удлинение, согласитесь, не слишком критично для использования «динамики» и в качестве корозащитки, и как удлинителя. Хотя в первом случае есть риск быстрого истирания стропы о кору дерева только в крайних случаях.
Чуть сложнее с буксировкой. Рывковые тросы делаются из материала, легко перетирающегося при соприкосновении с твердым покрытием. Поэтому главное – не давать ему провисать. А тут многое зависит от водителя ведомого автомобиля. Надо четко оценивать положение сцепки над поверхностью и не стесняться активно жать на тормоз. Резких рывков в данном случае бояться не стоит – ведь эти тросы в отличие от обычных буксирных тянутся, и движение обоих автомобилей получается плавным. А контроль за положением «соломинки» облегчается большой длиной: рывковые тросы короче шести метров почти не встретишь. Кстати, чем больше длина рывкового троса, тем лучше: и разогнаться можно сильнее, и у «выпрыгивающего» из засады внедорожника меньше шансов догнать буксир.
НЕОДНОЗНАЧНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ
Вот, пожалуй, и вся теория. Если освоить эти принципы, то динамический трос прослужит верой и правдой довольно долго. Только он должен быть правильным, что на пpaктике бывает не всегда. Мы решили проверить, насколько заявления продавцов соответствуют правде. В результате собрали по Москве почти весь ассортимент тех строп, канатов, веревок, которые позиционируются как динамические. К ним мы добавили пару парашютных строп: от грузового и тормозного парашютов, которые в теории тоже обладают динамическими свойствами. И еще взяли для сравнения стропу, которая считается буксирной, не обладающую «пружинящими» свойствами. Результаты заставляют подозревать, что правильно подобрать динамическую стропу только по подсказкам продавцов вряд ли получится. Честно говоря, по всем параметрам понятию «универсальная динамическая стропа» соответствовали всего два образца: американский ProComp и австралийский ARB. Логика подсказывает, что чем больше прочность, тем более жестко должна работать стропа с легкими автомобилями. Так вот, у этих представителей прочность на разрыв равнялась, соответственно, 14 и 15 тоннам. Но работали они мягко, удлинение у них самое большое как при рывке, так и при растяжении, а возврат в исходное состояние абсолютный. Правда, стоимость тоже на уровне: 4200 руб. за «американца» и 5500 за «австралийца».
Эластичный строп для чего
Благодаря развитию производства высокопрочных синтетических волокон использование текстильных строп стало доступным и для крупных заводов и для малых предприятий. Текстильные стропы становится все более популярными грузозахватными приспособлениями в последнее время. Легкость, гибкость и высокая грузоподъемность данного вида строп позволяет решить множество задач в сфере подъема и перемещения грузов, которые до недавних пор считались невыполнимыми.
Текстильные стропы — это стропы изготовленные из текстильной тканой ленты в различных исполнениях и материалов. Текстильные ленточные стропы изготавливаются в соответствии с требованиями РД 24-СЗК-01-01 «Стропы грузовые общего назначения на текстильной основе. Требования к устройству и безопасной эксплуатации» и ПБ 10-382-00 «Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов».
Для производства текстильных строп используют ленту на основе полиэстера (PES), полиамида (PA) или полипропилена (PP). Каждый из этих материалов имеет отличительные особенности и качества, позволяющие использовать стропы на их основе для работы с определенной категорией грузов с заданными условиями окружающей среды.
РД четко оговаривает температурный режим эксплуатации текстильных строп: «Текстильные стропы, ленты которых изготовлены из волокон капрона, допускается применять для трaнcпортировки грузов, имеющих температуру не выше 80 °С, а стропы, ленты которых изготовлены из волокон лавсана, полиэфира, полипропилена и полиамида, — не выше 100 °С. Минимальная температура окружающего воздуха −80 °С для всех видов материалов лент». Применение текстильных строп за пределами данных температурных границ не допускается.
Текстильные стропы имеют устойчивость к воздействию различных агрессивных химических реагентов.
Лента должна быть однородно соткана, лишена каких-либо дефектов — порезов, прожога, неоднородностей по ширине или толщине. Нити, используемые для сшивки ленты, должны быть из того же материала, что и сама лента. Края ленты должны иметь такое плетение, чтобы исключить распускание и последующий разрыв ленты в случае, когда хотя бы одна из нитей порвется. Для пpeдoxpaнения лент стропа от истирания они могут быть обшиты защитными оболочками, обеспечивающими дополнительную защиту лент, но не оказывающего влияния на разрывное усилие стропа.
Основные исполнения текстильных ленточных строп
При производстве текстильных ленточных строп основными исполнениями являются строп текстильный петлевой СТП и строп текстильный кольцевой СТК. Петли и кольцо формируется методом сшивки концов отрезка ленты согласно технологии. Выделяют 3 основных вида формирования петли на концах текстильных строп типа СТП:
1) плоская петля: петля получается пришиванием ленты, повернутой без скручивания;
2) скрученная петля: петля формируется путем пришивания свободного конца ленты, предварительно повернутого на 180 о так, чтобы лицевая сторона ленты ложилась на изнаночную сторону основной части ленты;
3) сложенная петля: петля получается путем сложения вдвое той части ленты, которая образует петлю.
Петли текстильных строп больше других частей подвергаются механическому воздействию, поскольку непосредственно соприкасаются с крюком грузоподъемного механизма. Для предотвращения преждевременного выхода из строя стропа вследствии износа петель, петли обшиваются протекторной тканью.
В зависимости от расположения лент при сшивке и изготовлении петель, можно выделить еще ряд исполнений текстильных ленточных строп.
Для удобства навески ветвей стропа на грузовой крюк и увеличения срока службы изнашиваемой части стропа применяются звенья в виде неразъемных или разъемных элементов. Подобные звенья могут устанавливаться и в нижней части стропа, также как крюки и скобы. Таким образом возможно изготовление многоветвевых строп типа 1СТ, 2СТ, 3СТ и 4СТ, которые используются для работы с крупногабаритными грузами и грузами обладающими значительной массой, при наличии точек крепления.
Расчет многоветвевых стропов производится с условием, что угол между ветвями не должен превышать 120°. Для трех- и четырехветвевых строп расчет нагрузки на ветви производится с условием что груз должен удержаться даже при обрыве одной из ветвей стропа. Как и для стандартных исполнений, коэффициент запаса прочности для каждой отдельно взятой ветви многоветвевых строп, по отношению к их разрушающей нагрузке, должен быть не менее 7.
Маркировка ленточных строп
Готовые стропы маркируются биркой и комплектуются паспортом на изделие. На маркировочной бирке производитель указывает:
- товарный знак предприятия-изготовителя, адрес;
- тип, условное обозначение стропа;
- грузоподъемность стропа, а также допустимые нагрузки в зависимости от способов строповки;
- длина;
- дата изготовления;
- порядковый номер стропа по системе нумерации предприятия-изготовителя;
- обозначение технических условий или стандарта, по которому изготовлен строп.
Цвет бирки и маркировочной краски устанавливается рабочей конструкторской документацией предприятия-изготовителя. Маркировка производится несмываемой краской на специальную бирку, цвет маркировочной краски должен отличаться от цвета бирки и должен быть четко виден до конца эксплуатации стропа. Также допускается маркировать строп непосредственно на ленте, в местах наименее подверженных истиранию.
Нормы бpaковки и рекомендации по эксплуатации
Перед использованием строп должен проходить внешний осмотр на предмет наличия возможных повреждений. При осмотре необходимо обратить внимание на состояние ленты, швов, крюков, скоб, звеньев и мест их крепления.
Не допускаются к работе стропы у которых:
- отсутствует клеймо (бирка) или не читаются сведения о стропе;
- узлы на несущих лентах стропов;
- поперечные порезы или разрывы ленты;
- продольные порезы или разрывы ленты, суммарная длина которых превышает 10% от всей длины ленты, стропа или единичные разрывы длиной более 50 мм;
- местные расслоения лент стропа, кроме мест заделки краев лент, на длине в сумме более 0,5 м на одном крайнем или двух и более внутренних швах (при разрыве трех и более строчек шва);
- местные расслоения лент стропа в месте заделки краев ленты на длине более 0,2 м на одном из крайних или двух и более внутренних швах (при разрыве трех и более строчек шва), а также отслоение края ленты или сшивки лент у петли на длину более 10% от толщины заделки (сшивки) концов лент;
- поверхностные обрывы нитей ленты общей длиной более 10% от ширины ленты, вызванные механическим воздействием (трением) об острые кромки груза;
- повреждения лент от воздействия химических веществ (кислота, щелочь, растворители, нефтепродукты и т.д.) общей длиной более 10% от ширины и длины стропа или единичные более 10% от ширины и длиной более 50 мм;
- выпучивание нитей из ленты стропа диаметром более 10% от ширины ленты, в том числе сквозных отверстий диаметром более 10% от ширины ленты от воздействия острых предметов;
- прожженные сквозные дыры на ленте стропа от воздействия брызг расплавленного металла диаметром более 10% от ширины ленты или более трех дыр при расстоянии между ними менее 10% от ширины ленты, независимо от диаметра дыр;
- расслоение нитей лент;
- загрязнение лент (нефтепродуктами, смолами, красками, цементом, грунтом и т.д.) более 50% от длины стропа.
Запрещается эксплуатация стропов со следующими дефектами и повреждениями металлических элементов (крюков, звеньев, скоб, подвесок, обойм, карабинов и т.п.):
- трещинами любых размеров и расположения;
- износом поверхности элементов или наличием местных вмятин, приводящих к уменьшению площади поперечного сечения на 10% и более;
- наличием остаточных деформаций, приводящих к изменению первоначального размера элемента более чем на 3%;
- повреждением резьбовых соединений и других креплений.
В целях предупреждения падения грузов во время подъема и перемещения их кранами, следует соблюдать следующие правила строповки:
- при обвязке груза стропы должны накладываться без узлов и перекруток;
- при подъеме грузов с острыми кромками (досок, швеллеров, уголков, двутавров) ленточными стропами рекомендуется применять защитные чехлы или специальные подкладки между грузом и лентой стропа;
- при строповке грузов сложной конфигурации необходимо учитывать расположение центра тяжести груза. Подводить строп под груз следует так, чтобы исключить возможность его выскальзывания во время подъема;
- обвязывать груз нужно таким образом, чтобы во время последующего перемещения исключить падение его отдельных частей и обеспечить устойчивое положение.
- неиспользованные для зацепки концы многоветвевого стропа должны быть укреплены так, чтобы при перемещении груза краном исключалась возможность задевания этих неиспользованных концов стропа за встречающиеся на пути предметы.
Владельцы съемных грузозахватных приспособлений обязаны обеспечить содержание строп в работоспособном состоянии, в том числе при хранении на складе и последующей эксплуатации путем организации надлежащего осмотра, надзора и обслуживания.
Строп эластичный из полиамидной ленты одинарный нерегулируемый с амортизатором используется со страховочной привязью во время проведения высотных, строительных и спасательных работ. Предназначен для удержания и позиционирования на металлоконструкциях, строительных лесах, при перемещении по лестницам.Оснащен полиамидным чехлом, что обеспечивает прочность стропа и защищиту от внешних агрессивных сред. Строп эластичный за счет чего можно контролировать расстояние от точки крепления и уменьшить габариты изделия.Имеет амортизатор с защитной, прозрачной термоусадочной пленкой.
Хаpaктеристики:
- ТР ТС 019/2011 ГОСТ Р ЕН 358-2008
- Материал: полиамид
- Вес: 1,13 кг.
- Длина:0,8 м и 1,2 м
- Статическая разрывная нагрузка: не менее 15 кН
- Индикатор рывка: нет
- Температура использования: от -40°С до +50°С
- Сертификат соответствия: есть
Существуют несколько типов строп. Между собой они отличаются размерами и материалами, из которых они изготовлены. К примеру, оборудование, которое использует материал из синтетических волокон позволяют перемещать и закреплять грузы, поверхность которых шлифованная, либо отполирована. Но такие стропы нельзя использовать на предприятиях при высоких температурах. Лента, из которой состоит оборудование, в основном, состоит и из натуральных материалов.
Читать еще: Как проверить мосфет мультиметром не выпаиваяБлагодаря текстильным стропам
Еще статьи в рубрике Как отправить груз:
- Экономичность при перевозках
Если ваша цель максимальная минимизация расходов на грузоперевозку, то вам тогда стоит выбирать железнодорожные грузовые перевозки. Они, правда могут выполняться только .
Морские железнодорожные и иные перевозки от БОтрaнc
Значимую роль в бизнес сфере играют быстрые и безопасные перевозки товаров. Ведь многие организации имеют заказчиков или торговые точки во многих .
Услуги такелажников: особенности погрузочно-разгрузочных работ
Такелажные работы включают в себя не только погрузку и разгрузку техники, но и ее предварительный демонтаж, доставку, а также сборку на .
-
Особенности вывоза мусора в Москве
Формирование комфортных условий жизнедеятельности современного человека невозможно без регулярного вывоза мусора. Какими услугами могут воспользоваться жители столицы и подмосковных городов? .
Как выбрать автовышку в аренду?
Если Вам необходимо использовать для тех или иных строительно-монтажных работ автовышку, то не стоит торопиться с ее покупкой. Дело в том, .
Быстрая водительская справка от Spravka-Gai.org
Неважно, являетесь ли вы руководителем крупной компании и ваш бизнес процветает, или же вы учитель информатики. Вне зависимости от рода профессиональной .
Область применения строп
Строп (от нидерл. strop,»петля») — конструкция, применяемая для подъема и трaнcпортировки грузов. Как правило, строп имеет вид троса, каната, либо цепи с петлей или крюком на обоих концах. Основная задача стропов — обеспечивать быстроту и надежность крепления груза, удобство использования.
Стропы применяются в самых различных областях: при грузоперевозках, строительных работах, погрузочно-разгрузочных работах, в лесной, нефтяной и газовой промышленности, сельском хозяйстве, на производстве. К стропам предъявляются жесткие требования по безопасности, они должны соответствовать стандартам ГОСТа и быть сертифицированными. Стропы имеют непосредственное отношение к сохранности здоровья и жизни людей, целостности грузов.
Классификация строп
В зависимости от габаритов груза и хаpaктера грузовых работ различают стропы канатные, стропы текстильные и цепные стропы.
Стропы канатные обычно имеют вид каната, сплетенного из нескольких ответвлений. Многоветвевые канатные стропы имеют от двух и более канатов, соединенных вместе стальным кольцом. Количество канатов и способы захвата грузов отличаются в зависимости от хаpaктера грузоподъемных или строительных работ. Такие стропы являются отличным средством при трaнcпортировке особо тяжеловесных и крупногабаритных грузов, имеющих специальные петли, скобы либо проушины для захвата. Двухпетельный канатный строп — часть каната, закрученная с обоих концов в петли. Способен при захвате груза проходить через кольца и отверстия, увеличивая, таким образом, прочность и надежность крепления. Канатные стропы эффективно выполняют возложенные на них задачи при температурах от -45 до +40°С, надежны. Устойчивость каната к резким нагрузкам очень высокая. Разрушение таких строп не мгновенное, его можно заметить на раннем этапе и избежать аварии. Несмотря на достоинства, канатные стропы обладают большим весом и менее удобны по сравнению с остальными видами строп, их не рекомендуется применять в химически активных средах, при работах с хрупкими грузами.
Стропы текстильные — самый универсальный вид строп. При собственном минимальном весе и размере они могут использоваться при трaнcпортировке многих видов грузов. Стропы текстильные устойчивы к воздействию внешней среды, не бояться солнца, защищены от воздействий воды, нефти, химически активных веществ, растворителей, масел. Прекрасно выполняют свои задачи во всех климатических зонах, не теряют свойств при большом перепаде температур. Лучше всего текстильные стропы подходят для трaнcпортировки хрупких грузов, т.к. не царапают и не деформируют их при подъеме. Пиломатериалы, древесину, пластиковые и полиэтиленовые заготовки, окрашенные конструкции — все это наиболее безопасно трaнcпортировать при помощи текстильных строп; кроме того, минимален риск травмы среди работников при их использовании. Продлить срок службы текстильных строп помогает защитная спецткань, которой они снабжены в районе петель, иногда стропы снабжаются защитой по всей своей длине. Текстильные стропы имеют два ременных слоя и различаются по цветам в зависимости от допустимых нагрузок.
Стропы цепные — также широко применяются при грузоподъемных и строительных работах. Представляют собой цепь из звеньев высокой прочности соединенных, как правило, методом сварки. В отличие от канатных строп обладают большей гибкостью, и удобством при погрузочно-разгрузочных работах. Стальная цепь таких строп выдерживает давление грузов с заостренными частями. Хотя цепные стропы имеют довольно значительный вес, при использовании высокотехнологичных сплавов он может быть значительно уменьшен. Исключительно долговечны и, в отличие от текстильных и канатных, пригодны для ремонта. Выдерживают применение при сверхвысоких и сверхнизких температурах, воздействие огня и кислот.
Дополнительные комплектующие
При строительных работах и подъеме грузов не обойтись без специальных приспособлений для строп: крюков, звеньев, коушей, захватов, карабинов, таверсов.
Крюк — основной элемент погрузочно-разгрузочных работ. Виды крюков — чалочные (строповые) крюки, крюки с вилочным разъемом, крюки с проушиной, крюки с большим зевом, укорачивающие и S-образные крюки.
Звенья. Основное применение — сцепка грузовых конструкций между собой. Подразделяются на обычные овальные, треугольные, соединительные.
Коуш — железное кольцо с выгнутыми наружу краями, предназначенный для обвязки его веревкой.
Грузовые Захваты — незаменимы при работах со сложными и крупногабаритными грузами. С их помощью трaнcпортируют европоддоны, трубы, листовой металл, рулонную сталь, строительные плиты и блоки. Широко используются в автомобильной промышленности.
Карабины — сцепки особой конструкции, выполняют роль крепления для остальных деталей грузовых конструкций.
Таверс — одна или несколько балок, соединенных между собой, имеет специальную форму под каждый тип груза. Задействуются при перемещении рельс, контейнеров, труб, различных рулонов, разгрузке вагонов.
Важные моменты
Правильный выбор фирмы-изготовителя грузоподъемного оборудования станет залогом долговечности материалов и безопасности работ. Залогом хорошего качества продукции является точное соответствие ГОСТу. Любой строп должен иметь бирку с выбитой на ней информацией о дате изготовления изготовителе и грузоподъемности. Эксплуатация стропа, на котором отсутствует бирка, запрещена. Большое значение следует придать наличию серийного номера и длительности гарантии на стропы. В противном случае возможны не только материальные и временные издержки при работе с некачественными изделиями, но и угроза жизни и здоровью людей.
Немаловажен также ассортимент, наличие и доступность стропов прямо со склада. Важную роль играет качество гарантийного облуживания. Будет неплохо, если фирма сама занимается производством грузоподъемного оборудования — цена на такую продукцию ниже.
Мы надеемся, что вышеизложенный материал поможет сделать Вам правильный выбор при покупке грузоподъемного и строительного оборудования.
Что такое динамические стропы и зачем они нужны? Стропа динамическая рывковая
Поездка на автомобиле требует от автовладельца подготовки к любым ситуациям, которые могут произойти на трассе. Даже если личная машина полностью исправна, есть вероятность того, что помощь может понадобиться другим водителям. Вызволить автомобиль, застрявший в грязи, помогут динамические стропы.
Что представляют собой динамические стропы?
Они разительно отличаются от буксировочных тросов, поскольку для них хаpaктерны несколько иные свойства. Такие стропы нередко именуются рывковыми тросами, поскольку они могут растягиваться и сжиматься. Именно благодаря данной способности среди водителей пользуется немалой популярностью динамическая стропа: отзывы автовладельцев, использовавших ее, говорят о том, что ее силы сжатия достаточно для того, чтобы выдернуть из грязи безнадежно застрявший автомобиль. Недостатком можно назвать только тот факт, что эффективна такая стропа будет только в руках опытных и умелых водителей.
Стропа динамическая рывковая предназначается не только для вызволения забуксовавших машин, но и для их буксировки. При использовании строп подобным образом необходимо следить за тем, чтобы они не касались поверхности дорожного полотна: материал очень легко и быстро истирается и изнашивается о любое основание, обладающее абразивными свойствами.
В сравнении с металлическими динамические стропы более безопасны, поскольку в случае обрыва не причинят никакого вреда, чем нередко грешат железные тросы.
Разновидности динамических строп
Водители, предпочитающие бездорожье и покорение непроходимых трасс, обязаны иметь в автомобиле надежную и качественную динамическую стропу. На бездорожье применяется несколько видов динамических строп.
Буксировочный тип
Динамические стропы, которые используются для трaнcпортировки одного автомобиля другим. Они не отличаются высокой степенью растяжения, кроме того, в их составе отсутствуют эластичные материалы. Стоимость таких строп несколько ниже. В такие тросы вплетаются специальные волокна, повышающие устойчивость веревки к механическим воздействиям, к примеру трению.
Рывковый тип
Стропа динамическая рывковая применяется для вытаскивания автомобиля из сложных участков трассы. Плетение таких канатов выполняется из эластичных волокон; по краям ленты располагаются специальные петли.
Внешне оба вида канатов пpaктически не различаются: одинаково выглядят и буксировочная стропа, и стропа динамическая рывковая. Цена на последнюю несколько выше, что стоит учитывать при выборе подобного троса. Если в магазинах предлагаются дешевые варианты строп, то велика вероятность того, что это подделки, не обладающие нужными свойствами.
Когда и чем вытягивать автомобиль
В арсенале любого водителя должны иметься оба вида строп, однако динамическая стропа лучше всего подходит для вытаскивания машины с бездорожья. При трaнcпортировке, соответственно, лучше использовать буксировочный трос. Делается это по следующим причинам:
- Для рывковой стропы хаpaктерна большая эластичность. Проще говоря, под воздействием нагрузок ее волокна равномерно растягиваются и со временем возвращаются в первоначальный размер под воздействием все той же силы растяжения и накопленной энергии.
- При вытягивании канат снижает воздействие рывковой силы на узлы обоих трaнcпортных средств — как груза, так и буксира — благодаря постепенному растяжению и плавному возвращению в изначальное состояние. Одновременно с этим динамический строп способен резко увеличивать силу рывка посредством энергии растяжения, за счет чего получается вызволить забуксовавший автомобиль.
- Для вытягивания лучше не прибегать к буксировочному тросу. Данное правило соблюдают все водители, предпочитающие экстремальную езду и бездорожье. Нарушить его можно только в том случае, когда ничего более подходящего под рукой просто нет.
- Вытягивать застрявший автомобиль методом рывка на буксировочном тросе не советуют: велика вероятность того, что узлы обеих машин будут сильно повреждены. Стропа такого типа резко и в полном объеме передает энергию рывка, при этом не поглощая ее за счет растягивания эластичных волокон. В результате подобной помощи можно оторвать бампер или «передок» внедорожника.
- Если использовать динамическую стропу для буксировки автомобиля, то велика вероятность того, что она порвется либо растянется. При таком раскладе вред может быть нанесен не только карману автовладельца, но и машинам, и находящимся рядом людям. По этой причине при использовании подобных тросов применяют специальные гасители энергии.
Как выбирать стропу
Выбор стропы зависит в первую очередь от веса внедорожника и вероятного «груза». Учитывая опыт многих водителей, каждому хоть раз приходилось бывать и в роли «груза» на веревочке, соответственно, учитывать необходимо оба параметра.
Для внедорожных нужд идеально подойдет буксировочная стропа длиной порядка 9 метров и показателем максимальной нагрузки до 8 тонн. Стоимость такого изделия редко когда превышает 700 рублей.
Динамический канат выбирается более тщательно, учитывая вес конкретного автомобиля:
- Для внедорожников, чей вес не превышает 2 тонн, необходимо подбирать стропу с минимальной нагрузкой в 8 тонн.
- Для внедорожников весом до 3 тонн подбирается стропа с нагрузкой в 9-11 тонн.
Если вес автомобиля превышает три тонны, то предел у троса должен быть как минимум 11 тонн. Желательно заранее брать стропы с запасом: несмотря на их прочность, они могут порваться, если нагрузка превысит допустимую норму. Для крупных внедорожников идеально подойдет трос на 14 тонн.
Стоимость рывковой стропы может варьироваться в зависимости от рассчитанной нагрузки и компании-производителя. К примеру, такелажи российского производства стандартной длины в 9 метров и нагрузкой в 8 тонн стоят порядка 2 тысяч рублей. Импортные аналоги с такими же параметрами стоят почти в полтора-два раза дороже.
Как использовать рывковую стропу
Перед вытаскиванием автомобиля из засады на трос необходимо что-нибудь повесить — предмет будет использоваться как «тросогаситель»: в случае если лента порвется, ее крепление не срикошетит в буксирующую машину. Подобные гасители применяются в основном как гарантия безопасности: нередки случаи, когда порвавшимся тросом или его деталями ударяло людей, стоящих рядом с автомобилем. Сам процесс вытаскивания машины ограничивается разгоном метра на 2 и резким торможением: автомобиль вытянется за счет энергии троса.
Стропа динамическая Tplus
Для эвакуации автомобилей из внедорожного плена используют различные стропы и тросы. Динамическая стропа Secura используется профессиональными водителями — владельцами внедорожников. Ленточные стропы данной серии отличаются от своих аналогов способностью к накоплению большей энергии, благодаря чему более легкий буксир может вытаскивать массивную и тяжелую технику. Эластичность стропы является гарантом плавного рывка.
Динамический строп рывковый Tplus стандарт, как и Secura, изготавливается из высококачественного голландского нейлона, петли и швы ленты обработаны износостойкой кожей. Динамическая стропа серии Secura отличается меньшим весом, шириной и большим сроком эксплуатации в отличие от рывковых тросов того же производителя, но серий «Туризм» и «Стандарт».
Динамические стропы Procomp
Динамическая стропа Procomp изготавливается в виде длинного троса, способного сжиматься и растягиваться с большой интенсивностью. Благодаря подобным особенностям ленты автомобиль очень легко вытянуть из «ловушки», в которой он забуксовал.
Преимущества строп Procomp
Производитель предлагает широкий ассортимент изделий, различающихся по выдерживаемой нагрузке: минимальная — 9 тонн, максимальная — 18 тонн. Для всех изделий хаpaктерны следующие свойства:
- Эластичность. Благодаря эластичному материалу, из которого изготовлены стропы, автомобиль вытягивается плавно и аккуратно, без повреждений.
- Аккумулирование и отдача кинетической энергии. Вытащить из грязи автомобиль большей массы, чем «тягач», достаточно легко и просто.
- На концах рывковой стропы располагаются специальные петли, обшитые кожей. Каждая стропа в длину составляет порядка 10 метров.
Подобные тросы помогают справиться с разными сложными ситуациями на бездорожье, вызванными непогодой. Если автомобиль застрял на дороге одним колесом, вытащить его пpaктически невозможно даже с использованием буксировочного троса. В таких ситуациях помочь может только динамическая стропа: при правильном использовании она позволяет быстро вытянуть застрявшую машину.
Производитель Procomp выпускает три основных линейки строп для разных групп трaнcпортных средств. Динамические ленты данной марки способны выдерживать следующие нагрузки:
- От 4 до 4,6 тонны. Идеально подходят для квадроциклов и снегоходов, небольших легковых автомобилей.
- От 8 до 10 тон. Используются в основном для машин весом до 2,5 тонны.
- От 11 до 14 тонн. Тросы такого типа применяются только для внедорожников весом от 2,5 до 3,5 тонны.
- От 15 до 19 тонн. Самые прочные и надежные динамические стропы, применяемые для вытаскивания крупногабаритных автомобилей весом более 3,5 тонны.
Динамические стропы марки Procomp пользуются немалой популярностью среди автовладельцев благодаря своим хаpaктеристикам, длительному сроку службы и высокому качеству.
Эластичный строп для чего
Текстильные стропы СТП: преимущества и ограничения
Универсальный, гибкий, прочный, удобный — достоинства текстильного ленточного стропа, обеспечившие ему популярность в грузоперевозках и бережном подъеме хрупких материалов. С их помощью часто поднимают пиломатериалы, древесину, пластиковые и полиэтиленовые заготовки, окрашенные конструкции.
Описание ленточных текстильных строп
Производятся стропы из синтетической полиэстеровой текстильной ленты с солидным запасом прочности 7:1. Качество гарантируется требованиями стандартов в России «Стропы грузовые общего назначения на текстильной основе. Требования к устройству и безопасной эксплуатации» и ПБ 10-382-00 «Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов», а в Европе EN 1492-1/2.
nordicwind.ru поставляет текстильные ленточные стропы грузоподъемнотью от 1 до 12 тонн.
Грузоподъемность стропа СТП можно отличить по цвету ленты. Также необходимо помнить, что угол наклона подъема груза меняет номинальную грузоподъемность.
Выгоды применения текстильных стропов:
Сохранность перемещаемого груза;
Безопасность в ходе эксплуатации;
Пpaктичность и удобство работы с ним: небольшой вес, мягкая поверхность и компактность;
Высокая износостойкость и стойкость к деформации.
Недостатки и ограничения ленточных строп:
Ограниченность использования при температуре окружающей среды от минус 40°С до плюс 80-100°С.
Деформация от воздействия концентрированных кислот, открытого огня, горячего металла.
Снижения качеств материала после длительного воздействия ультрафиолета.
Не допустима передача на строп крутящего момента;
Не допустимы и небезопасны горизонтальные нагрузки на строп, в том числе от веса перемещаемого груза;
Учитывать расположение центра тяжести груза для избежания выскальзывания;
Следует избегать крепление стропа к острым кромкам у перемещаемого груза (кроме случаев, когда гибкий элемент стропа снабжен специальной подкладкой или помещен в специальный защитный чехол).
Виды ленточных строп
В эксплуатации применяют чаще всего 3 вида текстильных строп:
Двухпетлевые стропы, на каждом конце стропа петля. Самые распространенные.
Для предотвращения преждевременного выхода из строя стропа вследствие износа петель, петли ошиваются протекторной тканью.
Варианты исполнения петлевых стропов
Кольцевые, достаточно редкие. В общем объеме строп занимают около 10%.
Ветвевые текстильные стропы для подъема тяжелых грузов, на концах которых установлены различные грузозахватные элементы — крюки, скобы, захваты. Эти стропы еще более редкие, доля их не превышает 5%.
Текстильные стропы могут быть с одной ветвью 1СТ, двумя — 2СТ , тремя — 3СТ или четырьмя — 4СТ. Обязательно считайте суммарную нагрузку на каждую ветвь при наклоне, принимая во внимание, что для 3СТ и 4СТ груз должен удержаться даже при обрыве одной из ветвей стропа. Для всех стропов угол между ветвями не должен превышать 120°.
Рекомендации по эксплуатации СТП
В течение долгого применения текстильные стропы изнашиваются, поэтому рекомендуется постоянно проверять визуально изделия на предмет деформации и повреждений.
Должны быть сняты с работ следующие стропы, у которых:
Отсутствует бирка или клеймо с данными по стропу.
Порезы, потертости, разрывы на более, чем 10% основы.
В местах соединений концов, обеспечивающих несущую способность конструкции, обнаружены разрывы соединений шва.
Присутствует расслоения лент стропа в месте заделки краев ленты на длине более 0,2 м на одном из крайних или двух и более внутренних швах, а также отслоение края ленты или сшивки лент у петли на длину более 10% от толщины сшивки концов лент;
Часть стропа была деформирована под воздействием излучений или трений.
На стропах обнаружены повреждения, причиненные воздействием агрессивной среды общей длиной более 10% от ширины и длины стропа или единичные более 10% от ширины и длиной более 50 мм;
На накладках имеются разрывы, трещины, иные виды деформации.
Наличие прожженных сквозных дыр на ленте стропа от воздействия брызг расплавленного металла диаметром более 10% от ширины ленты или более трех дыр при расстоянии между ними менее 10% от ширины ленты;
На стропах присутствуют узлы.
Видно расслоение нитей лент;
Лента загрязнена нефтепродуктами, грязью больше 50% всей длины.
Как проверить конденсатор переменного тока Проверка конденсатора мультиметром Конденсатор — незаменимое средство в любой электротехнике. Что он собой...
13 10 2024 23:19:57
Жареное мороженое как готовить Как сделать жареное мороженое 3 лучших рецепта Среди всего многообразия десертов особенно выделяется жареное мороженое. Как...
12 10 2024 7:40:20
Как называется прибор для измерения кривых линий Курвиметр. Виды и устройство. Работа и применение. Особенности Курвиметр – это механический или...
11 10 2024 1:13:33
Как почистить медное изделие в домашних условиях Как и чем чистить медь от окиси в домашних условиях: самые эффективные способы Чем чистить медь?...
10 10 2024 7:42:32
Показания счетчика электричества как снять Как оплачивать электроэнергию по счетчику: снятие и расчет показаний Передавать данные индивидуального прибора...
09 10 2024 7:51:15
Отзывы о газовых конвекторах на сжиженном газе Газовые конвекторы на баллонном газе – обзор и отзывы Здесь вы узнаете: Мы уже много писали об...
08 10 2024 17:11:47
Сверла с коническим хвостовиком гост 10903 77 Спиральные сверла с цилиндрическими и коническими хвостовиками: ГОСТ 10902-77 и 10903-77 К самым...
07 10 2024 7:16:37
Лучший рейсмус для дома Рейсмусовый станок по дереву для домашней мастерской Обеспечить стандартизацию досок по толщине помогает рейсмусовый станок. Без...
06 10 2024 19:57:49
Онлайн смотреть бесплатно картофелевыкапыватель своими руками чертежи Картофелекопалка для мотоблока, самодельная — фото, видео Картофелекопалка для...
05 10 2024 16:14:26
Чем шлифовать брусовой дом Шлифовка стен из бруса внутри дома Шлифовка стен из бруса внутри дома – обязательная работа перед выполнением внутренней...
04 10 2024 19:55:44
Как правильно ковать металл Основы ковки металла: операции и правила Обработка металла – древняя специальность, которая по сегодняшний день не...
03 10 2024 22:31:54
Расчет трансформатора программа онлайн Расчет трансформатора: онлайн калькулятор или дедовский метод для дома — выбери сам Ремонт современных...
02 10 2024 6:52:10
Сколько заряжается батарейка аккумулятор Сколько времени заряжать аккумуляторные батарейки Невозможно правильно зарядить аккумуляторные источники тока, не...
01 10 2024 7:31:26
Как замерить силу тока в розетке Как измерить ток в розетке мультиметром Причин, которые побуждают людей измерять ток в розетке мультиметром, судя даже по...
30 09 2024 22:26:52
Как подключить интернетовский кабель Подключение интернет розетки RJ-45 и обжим коннектора Во многих семьях подключается к интернету несколько устройств:...
29 09 2024 3:15:15
Как паять радиатор в домашних условиях Возможна ли пайка алюминиевых радиаторов отопления Алюминий относится к распространенным металлам, сочетающим в...
28 09 2024 14:10:40
Как наносить размеры на чертеже инженерная графика Общие правила нанесения размеров на чертежах Стандарт (ГОСТ 2.307-68) устанавливает правила нанесения...
27 09 2024 7:52:57
CMO Gibson Цезарь Гeикян рассказал о прошлогоднем ролике "Play Authentic" с угрозами другим компаниям. До сих пор жалеет о его появлении....
26 09 2024 22:53:26
Реечный домкрат какой лучше Реечный домкрат какой лучше Реечный домкрат (хай джек,HiJack) предназначен для поддомкрачивания автомобиля. При помощи него...
25 09 2024 2:20:13
Устройство для резки труб Труборез для стальных труб: создание отдельных элементов из трубопроката Выполнять резку труб с помощью ножовки при внушительном...
24 09 2024 14:22:53
Примеры металлургии в химии Примеры металлургии в химии ХиМуЛя.com Владельцы сайта Галина Пчёлкина Урок №53. Понятие о металлургии. Способы получения...
23 09 2024 23:39:37
Как травить металл в домашних условиях Как травить металл в домашних условиях – пошаговый процесс электрохимического травления Можно травить металл...
22 09 2024 15:41:10
Как включить 3х фазный двигатель на 220 Как подключить трехфазный двигатель к сети 220 вольт Многие хозяева, особенно владельцы частных домов или дач,...
21 09 2024 22:31:25
Эпоксидный клей температура применения Инструменты Для соединения разных деталей используются способы, не требующие сверления отверстий или применения...
20 09 2024 3:59:46
Из чего делают термит Особенности изготовления термитной смеси своими руками - состав и рекомендации Термитная смесь — порошок, отличающийся составом в...
19 09 2024 8:58:10
Что значит центробежный насос Назначение, устройство, принцип работы центробежного насоса Что представляет собой центробежный насос? Центробежный насос...
18 09 2024 8:57:49
Исправить гул и мутность в миксе и звуке достаточно просто, если знать, где и у каких инструментов искать эту распространённую для домашних треков проблему....
17 09 2024 0:25:38
Ножницы по металлу технические хаpaктеристики Выбираем ручные ножницы по металлу Четко обозначенное назначение этого инструмента вовсе не означает узкую...
16 09 2024 10:17:47
Как определить класс подшипника Дополнительные условные обозначения российских подшипников качения I. Обозначение класса точности подшипниковПо ГОСТ...
15 09 2024 14:42:30
Как подключить электросчетчик однофазный меркурий 201 Схема подключения однофазного электросчётчика Меркурий 201 Меркурий 201 — это однофазный прибор...
14 09 2024 8:20:41
Схема бензинового генератора 220в Устройство и схема генератора Huter Huter DY3000L. Общий вид В данной статье подробно рассмотрю конструкцию и...
13 09 2024 9:25:13
Легирование стали что это Легированная сталь Содержание статьи В современном мире имеется большое количество разновидностей стали. Это один из самых...
12 09 2024 2:32:13
Электрическая схема автомобильного компрессора Как отремонтировать автомобильный насос своими руками Автомобильный компрессор является устройством,...
11 09 2024 11:41:32
Электроды типа э42 гост 9467 75 Каталог сварочных электродов. Тип по ГОСТ 9467-75 Тип по ГОСТ 9467-75 Тип по ГОСТ 9467-75 Тип по ГОСТ 10052-75 или тип...
10 09 2024 7:52:52
Ножевая сталь 65х13 хаpaктеристики Сталь 65Х13 коррозионно-стойкая обыкновенная Из этой стали изготовляют ножи. Основным достоинством из всех технических...
09 09 2024 3:44:32
Как хранить паяльную лампу Как хранить паяльную лампу Инструкция по охране труда при работе с паяльной лампой 1. Общие требования охраны труда 1.1....
08 09 2024 17:59:43
Как проверить наличие проводки в стене Как найти скрытую проводку в стене Организуя электропитание любого помещения, необходимо изготовить схему прокладки...
07 09 2024 22:25:30
Основатель JHS Pedals Джош Скотт послушал рекламный винил первой массовой педали фузза/дисторшна Maestro Fuzz-Tone FZ-1, выпущенной в 1962 году....
06 09 2024 22:43:14
Размеры точечных светильников для натяжных потолков Как правильно подобрать по форме и размеру светильники для натяжного потолка? Их виды и рекомендации...
05 09 2024 16:50:17
Как разобрать строительный степлер Неисправности строительного степлера и их ремонт Мебельный степлер с успехом заменил во многих сферах деятельности...
04 09 2024 13:36:40
Чем сверлить отверстия в керамограните Особенности сверления керамогранита и твёрдой плитки с помощью алмазных коронок Когда нужно сделать отверстие в...
03 09 2024 6:25:39
Как проверить обмотки асинхронного двигателя Как проверить состояние обмотки электрического двигателя На первый взгляд обмотка представляет кусок...
02 09 2024 1:10:17
Обозначение переменного тока на тестере Как пользоваться мультиметром – измерение напряжения, силы тока и сопротивления Электромонтажные и пусконаладочные...
01 09 2024 23:53:14
Как раскрутить слизанный болт Решаем проблему: как открутить слизанный болт При проведении различных ремонтных работ, люди часто сталкиваются с такой...
31 08 2024 2:31:47
Как соединить медь с алюминием в распределительной Как правильно соединять алюминиевые провода с медными в электропроводке В квартирах домов старой...
30 08 2024 21:10:15
Как подключить несколько проводов к одному проводу Бытовой ремонт №1 Выберите надежных мастеров без посредников и сэкономьте до 40%! Заполните заявку...
29 08 2024 10:55:39
Где взять 12 вольт в домашних условиях Как получить напряжение 12 вольт Для проверки работы отдельных блоков бытовых приборов домашнему мастеру может...
28 08 2024 12:39:28
Реле регулятор 3702 01 схема подключения Схемное и конструктивное исполнение регуляторов напряжения Конструкция, технология изготовления и схемное...
27 08 2024 9:38:25
Обозначение меди в химии Медь, ее свойства, применение и технология производства. Торговые сорта меди. Медные сплавы. Маркировка. Из всех цветных металлов...
26 08 2024 2:52:46
Для чего нужна бактерицидная лампа Лампы бактерицидные (ультрафиолетовые): хаpaктеристика, показания и вред Первые лампы бактерицидные (ультрафиолетовые)...
25 08 2024 1:30:51
Еще:
Музыка -1 :: Музыка -2 :: Музыка -3 :: Музыка -4 :: Музыка -5 :: Музыка -6 :: Музыка -7 :: Музыка -8 :: Музыка -9 :: Музыка -10 :: Музыка -11 ::