Как протянуть головку блока без динамометрического ключа > Как создать музыку?
Музыка: как это делается    

Как протянуть головку блока без динамометрического ключа

Как протянуть головку блока без динамометрического ключа

0a9e6d14

Протяжка головки блока цилиндров своими руками

Как мы уже успели выяснить, ГБЦ является одним из важнейших узлов двигателя. Если вы чувствуете уверенность и обладаете навыками владения слесарным инструментом, то протяжка головки блока цилиндров труда не составит. Осталось определиться для чего и как проводить протяжку ГБЦ.

Когда нужна протяжка головки блока цилиндров

Может быть, не все автолюбители знают, но современные автомобили не нуждаются в профилактической протяжке головки блоков цилиндров.

Ранее протяжка ГБЦ являлась обязательным пунктом первого ТО, затем ситуация изменилась. Даже относительно современных ВАЗовских двигателей. Протяжка головки блока цилиндров, в основном, сегодня требуется для старых моделей двигателей ВАЗ, УАЗ, Москвич и т.д.

Основной причиной, которая подвигает владельца авто задуматься о необходимости протяжки ГБЦ, являются «мокрота» в месте соединения головки и блока. Это указывает на существующую утечку масла.

Причин может быть несколько. Наиболее традиционные: выход из строя прокладки ГБЦ, коробление ГБЦ в результате незамеченного вами перегрева двигателя, либо изначально неверно затянутые болты головки блока цилиндров. Если вам делали «капиталку» на автосервисе.

Вообще-то многие мастера рекомендуют после ремонта ГБЦ, через тысячу км. проводить выравнивание момента затяжки.

Как проводится протяжка болтов головки блока цилиндров

С изучения. Именно с изучения Руководства по ремонту вашего автомобиля, желательно оригинального. Именно там производитель укажывает всё, что необходимо для затяжки ГБЦ. А необходимо вам знать:

  • порядок (схему) затяжки болтов головки блока цилиндров;
  • какой требуется момент силы затяжки;
  • какие болты применяются для затяжки ГБЦ.

Болты для затяжки головки блока цилиндров – разговор особый. Дело в том, что в современных двигателях для ГБЦ применяются болты с особыми хаpaктеристиками. Так называемые «пружинные» болты, которые благодаря своим свойствам после первоначальной протяжки на заводе, не нуждаются в дополнительной.

Более того, при попытках сделать протяжку болтов головки блока цилиндров, в силу «текучести» металла, они будут вытягиваться. В результате вы можете получить разрыв болта.

Во время ремонта ГБЦ нужно ставить прокладки, которые не дают усадки. Это исключает необходимость протяжки болтов головки блока цилиндров.

Но, если уж вы решили, что протяжка болтов головки блока цилиндров вам крайне необходима, то делать ее следует с «мануалом» от производителя и при помощи динамометрического ключа. Движение в движение, цифра в цифру. Самодеятельность из расчёта «про запас» здесь не нужна.

Контроль затяжки ГБЦ

Чтобы ваша душа была спокойна, и коль скоро вы решили сделать протяжку болтов головки, то существует методика контроля момента затяжки болтов ГБЦ. Естественно, при помощи динамометрического ключа.

К болту прикладывается момент, равный моменту страгивания болта. После начала поворота, нужно контролировать момент страгивания. Если он не увеличился, значит всё в порядке, болт начал растягиваться.

Если же момент начинает расти, то значит, что болт не достиг предела текучести. Здесь нужно производить затяжку болта ГБЦ до стабилизации момента затяжки.

При контроле затяжки болтов головки блока цилиндров, обратите внимание на две особенности. Если к болту приложен момент в 20кГсм, но момент текучести не был достигнут, то болт подлежит замене, так как он имеет повышенную прочность.

Если же в момент затяжки болта вы увидели, что момент уменьшается, то это означает разрушение болта, и он, однозначно требует замены.

Такие требования к болтам головки блока цилиндров объясняются просто: они работаю в постоянном режиме нагрев – охлаждение.

Все остальные особенности и рекомендации, которых требует затяжка болтов головки блока цилиндров, читайте в конкретном Руководстве, для конкретного автомобиля.

Удачи вам, и пусть затяжка болтов головки блока цилиндров своими руками, пройдёт успешно.

Протяжка головки блока цилиндров своими руками

Как мы уже успели выяснить, ГБЦ является одним из важнейших узлов двигателя. Если вы чувствуете уверенность и обладаете навыками владения слесарным инструментом, то протяжка головки блока цилиндров труда не составит. Осталось определиться для чего и как проводить протяжку ГБЦ.

Когда нужна протяжка головки блока цилиндров

Может быть, не все автолюбители знают, но современные автомобили не нуждаются в профилактической протяжке головки блоков цилиндров.

Ранее протяжка ГБЦ являлась обязательным пунктом первого ТО, затем ситуация изменилась. Даже относительно современных ВАЗовских двигателей. Протяжка головки блока цилиндров, в основном, сегодня требуется для старых моделей двигателей ВАЗ, УАЗ, Москвич и т.д.

Основной причиной, которая подвигает владельца авто задуматься о необходимости протяжки ГБЦ, являются «мокрота» в месте соединения головки и блока. Это указывает на существующую утечку масла.

Причин может быть несколько. Наиболее традиционные: выход из строя прокладки ГБЦ, коробление ГБЦ в результате незамеченного вами перегрева двигателя, либо изначально неверно затянутые болты головки блока цилиндров. Если вам делали «капиталку» на автосервисе.

Вообще-то многие мастера рекомендуют после ремонта ГБЦ, через тысячу км. проводить выравнивание момента затяжки.

Как проводится протяжка болтов головки блока цилиндров

С изучения. Именно с изучения Руководства по ремонту вашего автомобиля, желательно оригинального. Именно там производитель укажывает всё, что необходимо для затяжки ГБЦ. А необходимо вам знать:

  • порядок (схему) затяжки болтов головки блока цилиндров;
  • какой требуется момент силы затяжки;
  • какие болты применяются для затяжки ГБЦ.

Болты для затяжки головки блока цилиндров – разговор особый. Дело в том, что в современных двигателях для ГБЦ применяются болты с особыми хаpaктеристиками. Так называемые «пружинные» болты, которые благодаря своим свойствам после первоначальной протяжки на заводе, не нуждаются в дополнительной.

Более того, при попытках сделать протяжку болтов головки блока цилиндров, в силу «текучести» металла, они будут вытягиваться. В результате вы можете получить разрыв болта.

Во время ремонта ГБЦ нужно ставить прокладки, которые не дают усадки. Это исключает необходимость протяжки болтов головки блока цилиндров.

Но, если уж вы решили, что протяжка болтов головки блока цилиндров вам крайне необходима, то делать ее следует с «мануалом» от производителя и при помощи динамометрического ключа. Движение в движение, цифра в цифру. Самодеятельность из расчёта «про запас» здесь не нужна.

Контроль затяжки ГБЦ

Чтобы ваша душа была спокойна, и коль скоро вы решили сделать протяжку болтов головки, то существует методика контроля момента затяжки болтов ГБЦ. Естественно, при помощи динамометрического ключа.

К болту прикладывается момент, равный моменту страгивания болта. После начала поворота, нужно контролировать момент страгивания. Если он не увеличился, значит всё в порядке, болт начал растягиваться.

Если же момент начинает расти, то значит, что болт не достиг предела текучести. Здесь нужно производить затяжку болта ГБЦ до стабилизации момента затяжки.

При контроле затяжки болтов головки блока цилиндров, обратите внимание на две особенности. Если к болту приложен момент в 20кГсм, но момент текучести не был достигнут, то болт подлежит замене, так как он имеет повышенную прочность.

Если же в момент затяжки болта вы увидели, что момент уменьшается, то это означает разрушение болта, и он, однозначно требует замены.

Такие требования к болтам головки блока цилиндров объясняются просто: они работаю в постоянном режиме нагрев – охлаждение.

Все остальные особенности и рекомендации, которых требует затяжка болтов головки блока цилиндров, читайте в конкретном Руководстве, для конкретного автомобиля.

Удачи вам, и пусть затяжка болтов головки блока цилиндров своими руками, пройдёт успешно.

Как правильно затянуть резьбовые крепления головки блока цилиндров

Головка блока цилиндров (ГБЦ) в двигателе играет чрезвычайно важную роль. В ней размещён газораспределительный механизм, который отвечает за порядок впрыска топлива и отвода отработанных газов. ГБЦ находится под постоянным воздействием большого давления газов и высокой температуры. Крепится ГБЦ при помощи болтов, шпилек и гаек, к правильной затяжке которых предъявляются повышенные требования.

Важность правильной затяжки болтов или гаек ГБЦ

Головка блока цилиндров (ГБЦ) — один из важнейших узлов автомобиля. Она закрывает блок цилиндров. В ней расположены распределительные валы, клапанные крышки и другие детали газораспределительного механизма. На ГБЦ постоянно воздействуют огромные переменные силы давления и температуры. Поэтому к её резьбовому креплению предъявляются особые требования.

Головка блока постоянно должна испытывать силу сжатия, которая задаётся определённым моментом затяжки резьбового крепления. Для того чтобы сила сжатия была равномерно распределена по поверхностям стыка головки с блоком цилиндров предусмотрено большое количество стяжных болтов или шпилек с гайками. Равномерность прижатия ГБЦ к блоку цилиндров обеспечивается определённой схемой порядка затяжки резьбовых соединений. Для уплотнения стыка используется прокладка головки блока, сделанная из особого материала, устойчивого к высокой температуре. При затяжке крепления головки она даёт усадку в тысячные доли миллиметра, что обеспечивает надёжную герметизацию стыка.

Читать еще:  Как повесить плазменный телевизор на стену

Последствия от перетяжки болтов крепления ГБЦ

Если затяжка резьбовых соединений головки блока ведётся с превышением усилия от номинального, то сила растяжения, которая воздействует на болт или шпильку, начнёт разрушать резьбу в блоке или вытягивать тело крепёжного элемента. Наступает так называемый момент текучести, когда при дальнейшем увеличении силы затяжки сила прижатия начнёт уменьшаться. Итог: быстрое прогорание прокладки в месте наихудшего сжатия.

Если же резьба в отверстиях блока будет сильно повреждена, то она уже не сможет обеспечить необходимое прижатие головки при правильном моменте затяжки. Её потребуется восстанавливать, а это дополнительные затраты. Опытные ремонтники мотористы на пpaктике чувствуют предельную силу затяжки, которую может выдержать резьбовое соединение. Они никогда не допустят дефектов от перетяжки болтов или гаек.

Что будет, если недостаточно затягивать болты крепления ГБЦ

Если крепление головки выполняется с минимальным усилием, то это приведёт к слабому прижатию её к поверхности блока цилиндров. Между прокладкой и прилегающими к ней плоскостями блока и головки образуются микроскопические зазоры, которые обязательно приведут к прогоранию уплотняющего материала.

Недостаточная затяжка болтов крепления не обеспечивает нормального прилегания головки, что может вызвать коробление её стыковой поверхности.

Виды ключей для правильной затяжки резьбовых соединений

Затяжка резьбового соединения должна делаться с таким усилием, чтобы исключить:

  • неплотное прилегание сопрягаемых поверхностей скрепляющихся деталей;
  • срыв ниток резьбы;
  • механическое разрушение тела болта;
  • проворачивание граней у гайки или головки болта;
  • разрушение гравёрных шайб.

Любой материал, из которого сделан блок (головка цилиндров, крепёжные болты), имеет свой предел прочности. Именно наименьший предел прочности самого слабого звена в узле крепления определяет наибольшее усилие затяжки. Самое слабое звено в креплении головки блока цилиндров — болты (шпильки) и резьба в отверстиях блока. Их слабость определяется не столько прочностью материала их изготовления, сколько несопоставимыми размерами (диаметром) с габаритами, массой блока и головки цилиндров. Понятно, что для разрушения солидного чугунного блока или массивной дюралевой головки нужно приложить гораздо больше усилий, чем для разрыва тонкого болта, сделанного из высокопрочной легированной стали.

Какое усилие нужно прикладывать

Пороговое или предельное значение прочности ответственных деталей обычно даётся в паспортных данных двигателя. Там же приводятся значения максимальных усилий затяжки болтов крепления ГБЦ. Для выполнения затяжки с требуемым усилием служат специальные динамометрические ключи.

По способу регулирования и индикации динамометрические ключи делятся на следующие категории:

  • Нерегулируемые с постоянным моментом затяжки. Они применяются для затяжки ГБЦ на конвейерах при сборке двигателей. Их достоинства — высокая надёжность.
  • Регулируемые на предельный момент затяжки. Это так называемые трещотки с возможностью установки определённого момента затяжки. При достижении этого усилия трещотка сpaбатывает, и дальнейшее закручивание становится невозможным. Трещоточная насадка часто оснащается реверсом. В этом случае ей можно не только закручивать болты и гайки, но и откручивать их. Трещоткой комплектуются многие наборы головок.
  • Со шкалой и стрелкой. Таким ключом можно вести затяжку резьбовых соединений с разными усилиями. Главные условия: нужно много свободного места и возможность удобного наблюдения за шкалой. Входит в набор инструментов слесарей-мотористов.
  • Цифровая индикация в компактном приборе, измеряющем приложенное усилие. Очень точный, надёжный, удобный в работе инструмент. С его помощью можно затягивать болты крепления головки блока с точностью до сотых долей Нм непосредственно на двигателе автомобиля.
  • Комбинация выставляемого усилия затяжки с контролем по цифровой или стрелочной индикации. Такие ключи защищают резьбу от прикладывания чрезмерного усилия затяжки, одновременно позволяя контролировать величину момента с помощью прибора индикации.

Фотогалерея: виды динамометрических ключей

Общие правила затяжки креплений головки блока

У головок разных моделей двигателей параметры порядка и момента затяжки ГБЦ сильно отличаются друг от друга. Но есть общий набор универсальных правил, которые подойдут ко всем типам моторов:

  1. Затяжка головки блока ведётся согласно схеме, разработанной производителем двигателя.
  2. Момент затяжки болтов крепления или гаек также определён производителем и отражён в инструкции по эксплуатации этого легкового автомобиля.
  3. Затяжка ведётся исправным и калиброванным динамометрическим ключом.
  4. Болты крепления или шпильки с гайками используются в идеальном состоянии без повреждения резьбы и тела болта или шпильки. Резьба должна быть чистой, без зазубрин и заусенцев.
  5. Свою специфику имеют болты для затяжки головки блока типа TTY. У них указывается не момент силы, а установочный градус. Нужные сведения содержатся в инструкции по эксплуатации силового агрегата.
  6. В глухих отверстиях в блоке под болты ничего не должно находиться. Маслом следует поливать резьбу болта, а заливать смазку в «слепое» гнездо не рекомендуется.
  7. Перед использованием болтов следует произвести контрольную проверку их состояния. Если при воздействии на болт моментом в 20 кГм момент текучести не достигается — его нужно менять. Причина — повышенная прочность. Если наблюдается, что момент затяжки начал уменьшаться при нагрузке — это сигнал о начале разрушения болта. Его обязательно нужно менять.
  8. Прокладку головки блока для замены нужно покупать только оригинальную, потому что она не даёт усадки.

Как сделать динамометрический ключ своими руками

Чтобы самостоятельно смастерить необходимый всем механикам инструмент, нужно знать его устройство. В принципе, конструкция динамометрического ключа проста. Это накидной ключ или четырёхгранник под головку с воротком, в который встроен динамометр.

Для работы вам понадобятся:

  • вороток;
  • ручной динамометр с пределом взвешивания 35–40 кг;
  • удлинитель;
  • таблица предельных усилий для затяжки крепления ГБЦ.

Усилие затяжки в таблице приводится в Нм (Ньютон-метрах), а динамометр измеряет вес в кг. Поэтому сначала нужно разобраться с числами.

Длина воротка постоянна. Её легко измерить. Если в таблице предельное усилие равно 30 Нм, а длина воротка равна 0,3 м, то усилие, показываемое динамометром, должно равняться 30 : 0,3 = 100 Н.

Один кг равняется 10 ньютон. Следовательно, прибор должен фиксировать усилие, равное 10 кг.

Чтобы сделать усилие меньше, нужно длину воротка увеличить. Для этого воспользоваться удлинителем. А дальше всё просто. На конце удлинителя сверлим дырку для верхнего крючка безмена. За нижний конец весов тянем до достижения нужного усилия.

Момент затяжки и порядок затяжки болтов ГБЦ

Разным моделям двигателей требуются различные усилия для затяжки головки блока. Имеются различия и в порядке затягивания болтов крепления. Все эти сведения указаны в паспорте двигателя. Ещё раз подчеркнём важность правильного выполнения затяжки и соблюдения величины её момента.

Начинается затяжка крепления ГБЦ всегда со средних болтов. Это правило нужно соблюдать потому, что необходимо обеспечить наиболее плотное прилегание сопрягающих поверхностей. Каждая ГБЦ клапанного двигателя должна быть установлена без перекосов и ненужного напряжения металла. Затяжка резьбовых соединений обязательно делается в несколько заходов. Важно соблюдать постоянство усилия для каждого болта в каждом заходе.

Можно ли правильно затянуть резьбовые соединения ГБЦ без динамометрического ключа

Затягивать резьбовые соединения при отсутствии соответствующего оборудования категорически не стоит автолюбителям, которые решили самостоятельно поменять прокладку головки блока или притереть клапаны.

Динамометрическим ключом не всегда пользуются при затяжке опытные слесаря-ремонтники, которые способны почувствовать на пpaктике предел прочности любого болта. Но такая способность приходит не сразу. Для этого нужно поработать динамометрическими ключами несколько лет.

Но даже специалисты с большим стажем болты крепления головки блока цилиндров на дорогих марках легковых автомобилей затягивают динамометрическим ключом, потому что эта операция напрямую влияет на долговечность работы силового агрегата. В экстренной ситуации, когда нет возможности воспользоваться динамометрическим ключом, можно применить вариант с механическим или электронным кантором. В приведённом ниже видео опытный слесарь объясняет зрителям, как можно правильно затянуть головку блока цилиндров без ключа. При этом стоит иметь в виду, что правильность выполнения работ стоит проверить с помощью угломера.

Видео: как проверить затяжку головки блока цилиндров

Затяжка болтов крепления ГБЦ на автомобилях с пробегом — дело ответственное, трудное, специфическое. Ответственное, потому что от правильной затяжки зависит нормальная и долговечная работа двигателя. Трудное, поскольку эту работу выполнять не совсем удобно из-за тесноты и недостаточной обзорности. Специфическое — потому что нужно болты подтягивать в несколько заходов, по определённой схеме, с помощью специального динамометрического инструмента.

Как протянуть головку блока без динамометрического ключа

Ранее этот вопрос был затронут Дмитрием Ермаковым, но думаю полезно будет для всех, кто хочет «затягивать гайки по мануалу».

Читать еще:  Чем отличается проходной выключатель от переключателя

Сам ключ в наипростейшем китайском исполнении стоит от 700 грн, что не вселяет желания его резко покупать, учитывая что нужен он нам один раз в пару лет так сказать.

В принципе, при наличии большого опыта кручения гаек и умении перевести в уме Ньютоно-метры в «усилие на руку», можно обходится без него, хотя понятно что погрешность будет в пару. ньютоно-метров, но сейчас поговорим о том, как все-таки «закрутить по феншую».

Итак речь идет о регулировке зазора клапанов.

Контргайки там закручиваются с усилием 14Нм. Делим на 10 и получаем 1,4кгсм (килограм-сила-метр).

Это означает, что максимальное рекомендуемое усилие при затягивании гайки должно быть равно силе, с которой действует груз весом в 1,4 кг. подвешенный к ключу длиной 1 метр, причем не просто висящим там, а действующим перпендикулярно в ключу!

Понятно, что искать метровый ключ, крайне нeблагодарное занятие, но есть выход!

Общая формула:
М=0.1*F*L. где
L-длина плеча (в см.),
M-момент силы,
F- сила воздействия (вес в кг)

(Коэффициент 0.1 введен, для упрощения расчетов. Более точно будет, если написать там 0.098, но для наших небольших требуемых усилий в Нм, можно округлить до 0.1 и останется при этом, приемлимая точность вычислений и легче считать такое в уме)

Т.е. нам нужен ключ на 10 (например рожковый-рожковый, но удобней все-таки рожковый-накидной), обычный кантер (электронный или механический не важно)

Начали (см. рисунок внизу):

1. Отмеряли линейкой длину ключа, согласно рисунка.
2. По формуле посчитали F (в нашем случае=вес в кг.) F=M/(0.1*L).
Пример: у меня был ключ рожковый-накидной и длина его согласно рисунка получилась 12,3см.
Подставив в формулу я получил: F=14/(0.1*12,3)=11,38H , т.е. 11.4кг.

3. Вешаем кантер на сторону, где ключ у нас накидной (крючок кантера не будет соскальзывать, вот почему такой ключ немного удобней чем рожковый с обеих сторон ) .Тянем за кантер и смотрим на шкалу, чтобы не превысить наши xx кг., посчитанные ранее по формуле.

Всем доброе время суток. Парни, ну подскажите, машина 2112 16клап. как затянуть ГБЦ без динамометрического ключа. Уж больно нет желания покупать его на один раз..Как затянуть головку блока без динамометрического ключа.

Похожие статьи

5 comments on “ Как затянуть головку блока без динамометрического ключа. Как затянуть ГБЦ без динамометрического ключа ”

Трубу метровую, весы ручные и затягиваешь.

Я в аренду брал динамик.150 рублей.

Тяну всегда от руки. Пару раз только ломало болты(вытянуло сильно) главное порядок закрутчивания соблюсти. И протянуть раза на 4-5. Причем чем больше времени между 3, 4 протяжками и дальнейшими, тем лучше.

Если не разу не тянул динамиком на вряд-ли затяниш с правильным усилием воротком!

Закручиваеш как обычные болты и на 90 градусов доворачиваеш с помощью трубы я у себя так делаю и не чего.

Периодически прокладка головки блока цилиндров может выходить из строя по причине износа ее материала либо его прогорания. Основными признаками того, что прокладку пора заменять на новую, являются появление локальных протечек масла и охлаждающей жидкости в месте соприкосновение ГБЦ и мотора.

Следует помнить, что при замене прокладки важным является не только момент затяжки гбц ваз 2114, но и вся последовательность операций — ведь сама замена является очень важной и серьезной процедурой, ошибки при проведении которой могут привести к нарушению работы двигателя.

Необходимые инструменты и процесс

Для того, чтобы ее сделать правильно, понадобятся:

  • набор торцовых головок;
  • удлинитель;
  • трещотка/вороток;
  • ключ динамометрический.

Сам процесс замены следует выполнять по такой схеме:

  1. Отсоединить провода, подходящие к датчикам аварийного уровня масла и температуры ОЖ.
  2. Слить охлаждающую жидкость.
  3. Демонтировать термостат.
  4. Снять корпус воздухофильтра.
  5. Отсоединить входную часть выхлопной трубы от коллектора.
  6. Снять кожух, а также сам ремень распределительного вала.
  7. Отсоединить от карбюратора тяги привода обеих заслонок.
  8. Отключить подходящие к ГБЦ провода.
  9. Отсоединить подходящие к ГБЦ шланги, ослабив их хомуты.
  10. Демонтировать головку блока цилиндров.
  11. Удалить изношенную прокладку.
  12. Очистить поверхность касания ГБЦ от остатков материала прокладки.

Установка прокладки и монтаж головки блока цилиндров на свое место производится в точно такой же последовательности, но в обратном порядке. При этом, стоит обратить наиболее пристальное внимание на такой фактор, как момент затяжки гбц ваз 2114 8 клапанов — о нем мы и поговорим ниже.

Как произвести затяжку болтов ГБЦ правильно?

Перед тем, как приступать к монтажу головки блока, следует сначала обратить внимание на состояние ее болтов. Они должны иметь хорошую резьбу и по длине соответствовать требуемым нормам.

Нормальная полная длина болта ГБЦ равняется 135,5 мм. Если болты, извлеченные в ходе замены прокладки, соответствуют этому параметру, то их можно использовать повторно. Если же болты удлинились в ходе работы двигателя, то использовать их уже нельзя и следует приобрести новые.

Разобравшись таким образом с болтами, и установив их на место, следует перейти к затяжке. Выполняется она в обязательном порядке только динамометрическим ключом. Затяжка болтов «на глаз»может привести к очень серьезным последствиям, вплоть до повреждения самого двигателя.

И так, как протянуть головку на ваз 2114 правильно? Во-первых, следует помнить, что начинать затяжку болтов следует от центра к краям.

Выглядит эта схема следующим образом:

Во-вторых, выполнять затяжку следует в четыре этапа (каждый из которых выполняется точно в такой же последовательности, как и обозначено на схеме выше).

На первом этапе затягиваем каждый из болтов динамометрическим ключом с усилием, равным 2 кгс/см2.

На втором этапе затягиваем все болты уже с усилием 8 кгс/см2.

На третьем этапе выполняем дотяжку болтов, проворачивая каждый из них на угол в 90 градусов.

На четвертом этапе вновь проворачиваем каждый из болтов (все также придерживаясь приведенной в начале схемы) на угол в 90 градусов.

После того, как все четыре этапа будут завершены, затяжку болтов головки блока цилиндров можно считать оконченной.

К затяжке болтов ГБЦ следует подходить максимально серьезно. Выполнять все ее этапы необходимо строго в одинаковом порядке и с равным усилием на каждом из них. Несоблюдение этого правила может привести к быстрому износу прокладки и появлению течей масла и ОЖ.

Правильная работа с динамометрическим ключом

Такой инструмент, как динамометрический ключ, позволяющий выполнять затяжку болтов с равным усилием, требует большой аккуратности в работе и наличия определенных навыков.

Примерная последовательность затяжки болтов таким ключом выглядит следующим образом:

  • установить держатель в положение «ноль»;
  • начать плавное вращение инструмента, одновременно следя за его показаниями;
  • в случае, если вращение инструмента (особенно на начальном этапе затяжки) происходит без изменения момента на индикаторе, то это может говорить о небольшом внутреннем растяжении крепежных элементов. Это явление абсолютно нормальное, и вращение инструмента следует продолжить;
  • при достижении момента затяжки, соответствующего требуемому, движение инструмента следует прекратить.

Применять вместо динамометрического ключа какой-то другой инструмент (в том числе механизированный, с возможностью нормирования усилия заворачивания) — не следует. Ведь только ключом можно добиться абсолютно точного и плавного закручивания болтов, благодаря которому прокладка окажется равномерно прижатой по всей поверхности блока. Это поможет сделать срок ее службы максимальным, избежать появления прогаров, протечек масла и вытекания охлаждающей жидкости.

Полезное видео

Дополнительную полезную информацию вы сможете почерпнуть из видео ниже:


Ну, и в конце следует еще раз напомнить о том, что перед началом затяжки нужно проконтролировать длину всех болтов (она должна быть равна 135,5 мм). В случае, если длина будет отличаться от указанной, особенно в большую сторону, то никакого толка даже от самого тщательного затягивания таких болтов — не будет.

Затягиваем гайки: так ли необходим динамометрический ключ?

При проведении технического обслуживания автомобиля зачастую возникают вопросы, которые лишь вскользь оговариваются на форумах или в литературе. Одним из них является момент затяжки креплений основных узлов автомобиля. Для выяснения всех нюансов крепления болтов головки блока цилиндров сконцентрируемся на двигателе, «сердце» автомобиля. А при понимании принципов момента затяжки резьбовых соединений полученные знания несложно будет экстраполировать на любой узел автомобиля.

Закручиваем болты правильно

Любое резьбовое соединение рассчитано на определённый момент затяжки. Он регламентирован отраслевыми стандартами качества, например, «ОСТ 37.001.050–73 Затяжка резьбовых соединений. Нормы затяжки» и руководящими документами заводов-изготовителей трaнcпортных средств. Иностранные производители используют другие стандарты, но в основном они сходны с отечественными. Приведённая ниже информация будет излагаться, опираясь на российские стандарты.

Читать еще:  Устройство и принцип действия основных типов муфт

До какой степени можно затягивать резьбовые соединения

Почему важно выдерживать правильный момент затяжки? Только грамотное затягивание обеспечит надёжную фиксацию детали, с одной стороны, и предотвратит повреждение резьбы и/или самой детали — с другой стороны.

Рассмотрим, что произойдёт при превышении момента затяжки на примере болта с гайкой:

  1. Немедленная деформация резьбы. Из-за слишком большого прилагаемого усилия происходит деформация и срыв резьбы на детали. Болт или гайка не подлежит дальнейшей эксплуатации, кроме того, возникнут определённые сложности при попытке открутить гайку для замены. Скорее всего, придётся воспользоваться дрелью или пилой по металлу, чтобы срезать гайку.
  2. Повреждение металла, скрытое от глаз. Может показаться, что гайка затянута правильно, однако из-за превышения предела текучести в болте или гайке происходят необратимые изменения: деформация, нарушения кристаллической решётки металла. Такой случай особенно опасен, так незаметен сразу, но через какое-то время трещина болта может привести к печальным последствиям.

Затяжка болтов головки блока цилиндров динамометрическим ключом

Пределом текучести называют механическую хаpaктеристику материала, хаpaктеризующую напряжение, при котором деформации продолжают расти без увеличения нагрузки. Обозначение σт.

Единица измерения — Паскаль [Па] либо кратные [МПа].

Это важный параметр, с помощью которого рассчитываются допустимые напряжения для пластичных материалов.

После прохождения предела текучести в металле образца начинают происходить необратимые изменения, перестраивается кристаллическая решётка металла, появляются значительные пластические деформации.

Wikipedia

Если же, напротив, недотянуть гайку с соответствующим моментом, через некоторое время она просто открутиться, что также может привести к нежелательным последствиям. Поэтому настоятельно рекомендуется затягивать резьбовые соединения не «со всей силы», не от руки, а с умом, используя специальное оборудование.

Инструменты для контроля момента затяжки

Основным инструментом контроля момента затяжки является динамометрический ключ. Так называется гаечный ключ, в который встроен динамометр (прибор для измерения момента силы). Существуют следующие виды устройств:

  • Индикаторный — при затягивании отображает прилагаемую силу в цифровом виде или с помощью стрелки. Погрешность — 6–8%.
    Индикаторный динамометрический ключ недорог, но обладает самой большой погрешностью
  • Цифровой — подвид индикаторного, но для отображения момента использует ЖК-дисплей. Поддерживает возможности оповещения звуком, выгрузки данных на компьютер и прочее. Погрешность — до 1%.
    Цифровой динамометрический ключ — самый точный
  • Предельный — при достижении заданного момента прекращает затяжку, используя щелчковый механизм. Погрешность — до 4%.

Предельный (щелчковый) динамометрический ключ отличается удобством в использовании

Для непрофессионального использования или небольшого автосервиса подойдут индикаторный или предельный ключ, как самые доступные. Цифровой будет востребован в крупном автосервисе.

Как выбрать усилие, чтобы затянуть соединение правильно

При работе с ключом предельного вида для того, чтобы достичь необходимого момента, следует:

  1. Перед началом затяжки подобрать необходимое усилие при закручивании, например, 50 Нм. Усилие выставляется на основной шкале устройства, но не 50, а 48 Нм.
  2. На вспомогательной шкале выставляется усилие в 2 Нм, что в сумме даст нам требуем 50 Нм.
  3. Используя торцевую головку необходимого размера, затягиваем гайку. При достижении усилия в 50 Нм раздастся щелчок и затягивание прекратится.

Контроль за усилием при работе с ключом индикаторного типа осуществляется визуально.

Помимо динамометрического ключа, в продаже можно найти динамометрические отвёртки и шуруповёрты, работают они по такому же принципу. При выборе динамометрического ключа помните, что нужный вам момент затяжки должен быть на 25% меньше максимально допустимого для ключа. Используя ключ «на пределе», вы довольно быстро выведите его из строя. И также обязательно изучите инструкцию по его использованию.

Ну а проверить правильность затяжки соединения можно угломером.

Порядок работы с самодельным динамометрическим ключом

Как правило, динамометрический ключ — довольно дорогой инструмент. Его покупка вряд ли будет оправдана для частного использования. Однако простейшее приспособление несложно изготовить самому. Для этого понадобятся:

  • обычные пружинные весы с крючком и круглой шкалой, позволяющие взвесить до 20 кг (так называемый безмен);
  • отрезок довольно толстой трубы (2,5 см) длиною около полуметра.

Закрепив на конце трубы крючок весов, вставляем в другой конец гаечный ключ и тянем за весы, закручивая гайку. При этом для создания момента в 10 Нм потребуется приложить усилие в 2 кг. По этой схеме можно заранее посчитать, какое усилие в килограммах вам потребуется приложить для затягивания.

Безусловно, самодельный ключ будет иметь довольно большую погрешность, но это всё же лучше, чем ничего.

Видео: как изготовить динамометрический ключ своими руками

Стандартные моменты затяжки болтов головки блока цилиндров

Чтобы знать наверняка, с каким усилием затягивать конкретное резьбовое соединение, можно использовать следующие данные.

Golf2club.com — Volkswagen Golf 2 клуб

можно ли обойтись без динамометрического к.

алексей пронин 15 Jan 2011 00:33

Пал Палыч 15 Jan 2011 00:34

для определенных работ он необходим.

если планируешь сам менять только масло с колодками, то он нафиг те не нужен.

п.с. голосовалка некорректна ..
Сообщение отредактировал Пал Палыч: 15 January 2011 — 00:35 AM

eratmanov 15 Jan 2011 00:38

алексей пронин 15 Jan 2011 00:38

для определенных работ он необходим.

если планируешь сам менять только масло с колодками, то он нафиг те не нужен.

п.с. голосовалка некорректна ..

Поправил

Пал Палыч 15 Jan 2011 00:44

andrey_ch 15 Jan 2011 00:46

Привет парни, вот встал вопрос о приобретении динамометрического ключа. и я решил узнать — а надо ли он? Возможно вопрос чайника, но все таки интересно много ли мастеров на форуме им пользуется? Действительно ли он сильно необходим? Кто что скажет.
P.S. Меняю сцепление поэтому интересуюсь..)

конечно покупай, во многих случаях он нужен
а то-ходи и гадай перетянул или недотянул

Жендос150 15 Jan 2011 00:46

sswall 15 Jan 2011 00:51

он в основном нужен при сборке мотора!

эт почему?) свечи тож можно затягивать динамиком в талмудах даж описан момент затяжки)

lis1978 15 Jan 2011 00:54

andrey_ch 15 Jan 2011 00:58

он в основном нужен при сборке мотора!

он, в основном, нужен при сборке всего.
просто у нас привыкли тянуть пока глаза вываливаться не начнут ( та же ходовая )

imennoon 15 Jan 2011 01:01

он в основном нужен при сборке мотора!

он, в основном, нужен ГБЦ притянуть и крышки шатунные/коренные. больше он нах не нужен ))
в старом автомобиле динамка не нужна, всё откручивается и прикручивается «на глаз», если довериться моментам затяжки в мануалах, то можно чего-нить сорвать/сломать/не дотянуть.
Сообщение отредактировал imennoon: 15 January 2011 — 01:02 AM

Жендос150 15 Jan 2011 01:01

он, в основном, нужен при сборке всего.
просто у нас привыкли тянуть пока глаза вываливаться не начнут ( та же ходовая )

кому как!! по себе сужу ведь)

e404 15 Jan 2011 01:06

Nameless 15 Jan 2011 01:09

andrey_ch 15 Jan 2011 01:09

кому как!! по себе сужу ведь)

я тоже тяну » приблизительно «.
был бы «динамик», пользовался бы постоянно.
в случаях, когда без него » край «-приходится просить
вот и говорю, что если есть возможность-лучше взять ( в смысле купить )
Сообщение отредактировал andrey_ch: 15 January 2011 — 01:11 AM

lis1978 15 Jan 2011 01:10

Жендос150 15 Jan 2011 01:11

динамометрический ключ только мотористы и используют, и то, как правило, только для затяжки болтов ГБЦ. всё остальное тянется на глаз да по опыту

еще коренные и шатунные подшипники)

Nameless 15 Jan 2011 02:05

еще коренные и шатунные подшипники)

ну это то да, но опытные мотористы тянут без ключа.

себя к опытным мотористам не отношу, но тоже все болты тянул так, без ключа — никаких инцидентов. болты крепления маховика (на наших двигах — корзины) тоже тяну так, иногда пневмопистолетом

People 15 Jan 2011 02:34

он, в основном, нужен ГБЦ притянуть и крышки шатунные/коренные. больше он нах не нужен ))

+1. по ключу тока эти детали и тянул,все остальное всегда на ощуп

eratmanov 15 Jan 2011 10:21

ща придет вадик и расскажет страшную историю о том как после затяжки болтов на головке по мануалу через неделю она отвалилась 😀

можно почитать мануал, который требует их ставить новыми.
Это же насчет отваливающихся болтов в подвеске. Это, на мой взгляд, верх нищебродства — недотянуть гнилой болт, когда новый стоит копейки.


Нил Янг назвал MacBook Pro «куском дерьма» с качеством звука как у игрушки

Нил Янг назвал MacBook Pro «куском дерьма» с качеством звука как у игрушки  Канадский музыкант Нил Янг назвал MacBook Pro куском дерьма, на котором нельзя заниматься музыкой или слушать музыку в высоком качестве....

11 07 2024 11:22:18

NAMM 2020: Korg ARP 2600 FS возвращается на рынок спустя 40 лет, но вы не сможете его купить

NAMM 2020: Korg ARP 2600 FS возвращается на рынок спустя 40 лет, но вы не сможете его купить  Полумодульный синтезатор Korg ARP 2600 FS - это точное воссоздание инструмента, который выпускали с 1971 по 1981 год. За точность придётся немало заплатить....

10 07 2024 3:59:37

Что делают из цинка в быту

Что делают из цинка в быту Что делают из цинка в быту Лом цинка — описание, виды, средняя цена Цинк – часто используемый материал в различных сферах деятельности человека. Поэтому...

09 07 2024 12:53:21

Снегоуборщик Prorab GST 55: обзор, отзывы

Снегоуборщик Prorab GST 55: обзор, отзывы Снегоуборщик Prorab GST 55: обзор, отзывы Снегоуборщики Прораб. Технические хаpaктеристики и правила эксплуатации В российских широтах хаpaктерно обильное...

08 07 2024 18:28:28

Для чего нужен импульсный паяльник

Для чего нужен импульсный паяльник Для чего нужен импульсный паяльник Полезный инструмент - паяльник импульсный В нашей статье мы расскажем о том, что такое паяльник импульсный. Этот...

07 07 2024 9:14:46

Разработчик «взломал» Яндекс.Станцию, чтобы придумать свой способ передачи информации через звук

Разработчик «взломал» Яндекс.Станцию, чтобы придумать свой способ передачи информации через звук  Пользователь VC расшифровал метод кодирования паролей в колонке Яндекс.Станция и придумал способ передачи информации через звук....

06 07 2024 7:25:30

NAMM 2020: Artesia Pro Xpad — элегантный и тонкий контроллер в металлическом корпусе, который можно всегда носить с собой

NAMM 2020: Artesia Pro Xpad — элегантный и тонкий контроллер в металлическом корпусе, который можно всегда носить с собой  Контроллер Xpad от Artesia Pro компактен, несмотря на металлический корпус. Совместим со всеми DAW, можно всегда носить с собой. И цена очень приятная!...

05 07 2024 6:23:35

Как измельчить сухую траву

Как измельчить сухую траву Как измельчить сухую траву Как сделать измельчитель травы своими руками Измельчитель травы – надежный помощник всех садоводов и огородников. С его помощью...

04 07 2024 16:35:20

Железная руда фото камня

Железная руда фото камня Железная руда фото камня Железная руда гематит Камень гематит получил свое название из-за красной окраски в тонких слоях и по красной черте, напоминающей...

03 07 2024 21:18:44

Устройство автоматического запуска генератора

Устройство автоматического запуска генератора Устройство автоматического запуска генератора АВР для генератора: устройство, принцип работы, схемы подключения Управление источником резервного питания...

02 07 2024 11:41:49

Как работает перекрестный выключатель

Как работает перекрестный выключатель Как работает перекрестный выключатель Подключение проходных и перекрестных выключателей 1. Введение В одной из предыдущих статей мы уже подробно...

01 07 2024 16:25:21

Sono Elements RetroByts эмулирует звучание чипов ретро-консолей Nintendo NES и Commodore 64

Sono Elements RetroByts эмулирует звучание чипов ретро-консолей Nintendo NES и Commodore 64  Студия Sono Elements выпустила VST-синтезатор RetroByts для чиптюна, эмуляции 8-битного звука от приставки NES. Любителям ретро обязателен для изучения....

30 06 2024 11:22:45

Блок питания на тиристоре схема

Блок питания на тиристоре схема Блок питания на тиристоре схема Блок питания с регулировкой напряжения и тока Друзья, сегодня хочу рассказать вам о своей новой самоделке, это блок...

29 06 2024 8:13:53

LANDR выпустила бесплатный набор сэмплов, основанный на «цвете года» Pantone

LANDR выпустила бесплатный набор сэмплов, основанный на «цвете года» Pantone  LANDR совместно с Pantone показали, как звучит "цвет года" Classic Blue, выпустив бесплатный набор из 145 сэмплов, вдохновленных синим цветом....

28 06 2024 19:11:42

Выбор автомата защиты по току

Выбор автомата защиты по току Выбор автомата защиты по току Выбор автомата по сечению кабеля и мощности нагрузки Уже достаточно давно в современных домах перестали использовать пробки....

27 06 2024 20:24:33

Выключился свет в квартире куда звонить

Выключился свет в квартире куда звонить Выключился свет в квартире куда звонить Отключили свет в доме: куда звонить, что делать и как быть Отключили свет в доме: куда звонить? Именно этот вопрос...

26 06 2024 3:16:20

Как правильно настроить приставку для цифрового телевидения

Как правильно настроить приставку для цифрового телевидения Как правильно настроить приставку для цифрового телевидения Ручная настройка ресивера для цифровых каналов DVB-T2 Автоматическая и ручная настройка...

25 06 2024 16:51:30

Как проверить лазерный уровень на точность видео

Как проверить лазерный уровень на точность видео Как проверить лазерный уровень на точность видео Как проверить строительный уровень при покупке? Где-то месяц назад, какие-то наркоманы украли часть...

24 06 2024 22:18:23

Компрессия баса: как добиться плотного и мощного звучания низких частот в миксе

Компрессия баса: как добиться плотного и мощного звучания низких частот в миксе  Рассказываем, зачем нужна компрессия баса, как правильно обpaбатывать низкие частоты компрессором и что такое серийная компрессия....

23 06 2024 1:54:49

Как варить латунь аргоном

Как варить латунь аргоном Как варить латунь аргоном Технология сварки латуни с использованием аргона, видео Общая проблема обработки при высоких температурах цветных металлов (и...

22 06 2024 23:54:52

Как прозвонить провода в авто

Как прозвонить провода в авто Как прозвонить провода в авто Как самостоятельно прозвонить проводку в машине мультиметром Люди давно живут в окружении электрических приборов, которые...

21 06 2024 2:17:50

Как разобрать токарный патрон

Как разобрать токарный патрон Как разобрать токарный патрон Как разобрать токарный патрон 2.1. Эксплуатация трехкулачкового патрона токарного станка Виктор Леонтьев. 13 апр. 2014 г. Из...

20 06 2024 15:49:18

Как выбрать электрическую плиту для кухни советы

Как выбрать электрическую плиту для кухни советы Как выбрать электрическую плиту для кухни советы Что нужно знать об электрических плитах: советы по выбору Выбор электрических плит в магазинах бытовой...

19 06 2024 8:31:43

На сколько ампер рассчитана розетка

На сколько ампер рассчитана розетка На сколько ампер рассчитана розетка Мощность розетки 220 в Многие люди, изучая электрику и делая электропроводку в доме, сталкиваются с таким понятием как...

18 06 2024 18:45:22

Снегоуборщик Champion ST656BS: обзор, отзывы

Снегоуборщик Champion ST656BS: обзор, отзывы Снегоуборщик Champion ST656BS: обзор, отзывы Снегоуборщик CHAMPION ST656 Бензиновый снегоуборщик CHAMPION ST656 оснащается захватом снега размерами 56х51...

17 06 2024 18:53:13

Снегоуборщик аккумуляторный Greenworks 80V 51 см, бесщеточный с АКБ 2А/ч и ЗУ: обзор, отзывы

Снегоуборщик аккумуляторный Greenworks 80V 51 см, бесщеточный с АКБ 2А/ч и ЗУ: обзор, отзывы Снегоуборщик аккумуляторный Greenworks 80V 51 см, бесщеточный с АКБ 2А/ч и ЗУ: обзор, отзывы Снегоуборщик аккумуляторный Greenworks 80V 51 см, бесщеточный...

16 06 2024 12:31:58

Как называются короба для проводов

Как называются короба для проводов Короб для проводов пластиковый: назначение, виды, установка, как рассчитать размер короба Короб – это общее название,...

15 06 2024 4:49:25

Сколько заряжается аккумулятор от машины

Сколько заряжается аккумулятор от машины Сколько заряжается аккумулятор от машины Калькулятор расчета времени зарядки аккумулятора автомобиля Зарядки требует не только полностью севший АКБ (до...

14 06 2024 19:44:17

Как собрать схему магнитного пускателя

Как собрать схему магнитного пускателя Как собрать схему магнитного пускателя Схема подключения магнитного пускателя от А до Я — советы экспертов по выбору и пошаговая инструкция по монтажу и...

13 06 2024 6:23:53

Сталь 40х гост 4543 71 хаpaктеристики

Сталь 40х гост 4543 71 хаpaктеристики Сталь 40х гост 4543 71 хаpaктеристики Сталь 40Х - хаpaктеристики и применение По данным различных инженерных справочников, в мире существуют несколько...

12 06 2024 2:43:48

Гул и мутность в миксе: где искать проблему и как с ней бороться

Гул и мутность в миксе: где искать проблему и как с ней бороться  Исправить гул и мутность в миксе и звуке достаточно просто, если знать, где и у каких инструментов искать эту распространённую для домашних треков проблему....

11 06 2024 15:16:25

Самодельный фрезерный станок с чпу чертежи

Самодельный фрезерный станок с чпу чертежи Самодельный фрезерный станок с чпу чертежи Самодельный фрезерный станок с Ч П У: собираем своими руками Зная о том, что фрезерный станок с Ч П У является...

10 06 2024 4:43:16

Снегоуборщик Champion ST655BS: обзор, отзывы

Снегоуборщик Champion ST655BS: обзор, отзывы Снегоуборщик Champion ST655BS: обзор, отзывы Снегоуборщик CHAMPION ST655BS Бензиновый снегоуборщик CHAMPION ST655BS оснащается захватом снега размерами...

09 06 2024 3:19:31

Горячий клей что это

Горячий клей что это Горячий клей что это Выбираем термоклей для клеевого пистолета Термопистолет — универсальный инструмент, обеспечивающий надежное соединение различных...

08 06 2024 16:16:19

Тиристорный выпрямитель принцип действия

Тиристорный выпрямитель принцип действия Тиристорный выпрямитель принцип действия Управляемые выпрямители - устройство, схемы, принцип работы Для регулировки выходного напряжения в цепях...

07 06 2024 21:40:30

Как разрезать жаропрочное стекло

Как разрезать жаропрочное стекло Как разрезать жаропрочное стекло Как разрезать жаропрочное стекло Толи кварцевое, толь закалённое, но при попытке резать стеклорезом оно рассыпается в...

06 06 2024 16:34:31

Как гнуть алюминиевый профиль

Как гнуть алюминиевый профиль Как гнуть алюминиевый профиль Технология гибки алюминиевого профиля Содержание Арочные конструкции в архитектуре А́РКА (французское «arc», итальянское...

05 06 2024 11:45:41

Accusonus Beatformer — комплексное решение для работы с битами на iPad

Accusonus Beatformer — комплексное решение для работы с битами на iPad  Accusonus выпустила AUv3-плагин для обработки битов Beatformer на iPad. Продвинутая программа обеспечивает весь цикл продакшена битов....

04 06 2024 7:17:15

Подключение звонка визит 4 провода

Подключение звонка визит 4 провода Подключение звонка визит 4 провода Как подключить звонок в квартире или доме Современный электрический звонок состоит из самого корпуса, устанавливаемого...

03 06 2024 11:46:48

Синтезатор UDO Super 6 с бинауральной схемой прохождения звукового сигнала поступит в продажу в 2020 году

Синтезатор UDO Super 6 с бинауральной схемой прохождения звукового сигнала поступит в продажу в 2020 году  Молодая компания UDO начала сбор предзаказов на бинауральный синтезатор UDO Super 6 с 12 осцилляторами, объединяемыми в 6 суперосцилляторов....

02 06 2024 2:34:17

Как поменять одинарный выключатель на двойной

Как поменять одинарный выключатель на двойной Как поменять одинарный выключатель на двойной Объединение двух выключателей в один Прошу извинить за дилетантский вопрос. В коридоре два одинарных...

01 06 2024 4:10:48

Как отмыть супер клей от кожи рук

Как отмыть супер клей от кожи рук Как отмыть супер клей от кожи рук Чем отмыть супер клей, если он попал на руки При необходимости склеить детали из различных материалов обязательно...

31 05 2024 0:54:29

Как делают пластиковые бутылки на заводе

Как делают пластиковые бутылки на заводе Как делают пластиковые бутылки на заводе Как делают пластиковые бутылки на заводе Тема ПЭТ-бутылок в последние несколько лет активно обсуждается, причиной...

30 05 2024 16:26:57

Снегоуборщик Prorab GST 110 ELVT: обзор, отзывы

Снегоуборщик Prorab GST 110 ELVT: обзор, отзывы Снегоуборщик Prorab GST 110 ELVT: обзор, отзывы Хаpaктеристики снегоуборочной машины Prorab GST 110 EL Если в регионе вашего проживания часто идёт снег и...

29 05 2024 5:50:25

Схема установки точечных светильников

Схема установки точечных светильников Схема установки точечных светильников Подключение потолочных светильников Точечное освещение является одним из наиболее популярных вариантов в помещении....

28 05 2024 12:12:57

Behringer запускает маркетплейс для продажи старого оборудования

Behringer запускает маркетплейс для продажи старого оборудования  Behringer объявила о запуске маркетплейса для продажи б/у студийного и музыкального оборудования под лозунгом "FOR FREE". Что это значит?...

27 05 2024 22:27:48

Углекислый газ формула молярная масса

Углекислый газ формула молярная масса Углекислый газ формула молярная масса Молекулярная масса диоксида углерода Углекислый газ и его физические свойства Углекислый газ состоит из углерода и...

26 05 2024 15:40:56

Как оттереть клей от пальцев

Как оттереть клей от пальцев Как оттереть клей от пальцев Как убрать супер-клей с пальцев: пошаговая инструкция Пpaктически каждый человек, который хотя бы раз в жизни делал некрупный...

25 05 2024 12:21:17

Гофрированная труба из нержавейки размеры

Гофрированная труба из нержавейки размеры Гофрированная труба из нержавейки размеры Достоинства и недостатки гофрированных труб для отопления, сделанных из нержавейки Гофрированная труба из...

24 05 2024 3:20:50

Способы обработки металлов резанием

Способы обработки металлов резанием Обработка резанием (стр. 1 из 2) Обработка резанием является универсальным методом размерной обработки. Метод...

23 05 2024 10:46:27

Еще:
Музыка -1 :: Музыка -2 :: Музыка -3 :: Музыка -4 :: Музыка -5 :: Музыка -6 :: Музыка -7 :: Музыка -8 :: Музыка -9 :: Музыка -10 :: Музыка -11 ::