Отличие гаек для штампованных и литых дисков > Как создать музыку?
Музыка: как это делается    

Отличие гаек для штампованных и литых дисков

Отличие гаек для штампованных и литых дисков

0a9e6d14

Гайки для литых и штампованных дисков разница

Установка литых дисков значительно улучшает привлекательность всего авто, поэтому при тюнинге пpaктически всегда заказывается монтаж этих элементов. Здесь очень важно правильно подобрать гайки для литых дисков или их штампованных аналогов. Неверный выбор станет причиной того, что даже во время езды по ровной дороге появятся поскрипывание и стук.

Материал, форма и покрытие

Штампованные автомобильные диски изготавливаются из довольного плотного тяжелого металла, поэтому крепиться они должны цилиндрическими гайками из прочной стали.

Литые диски делаются из легких сплавов и выглядят лучше штампованных элементов, но надежность их ниже. Болты и гайки колесные для литых дисков имеют конусообразную форму, благодаря которой существенно снижается нагрузка в месте крепежа. Отметим, что конусообразный крепеж подходит также для фиксации кованых дисков, причем имеются в виду длинные гайки, короткими же закрепляются штампованные изделия.

Болты и гайки покрываются хромом различных оттенков и цинком. Покрытие не оказывает влияния на коррозийную устойчивость. Крепеж с покрытием или без него первоначальный вид сохраняет один год. Элементы с покрытием стоят дороже. Выбирая крепеж, внимание следует обращать на материал изготовления, а не на тип покрытия.

Для изготовления крепежа используются следующие металлы:

  • сталь;
  • алюминий;
  • титан.

Большей надежностью обладают титановые элементы. Железные и алюминиевые детали не столь надежны. У стальных гаек и болтов средние показатели прочности и надежности. При длительной эксплуатации литых дисков крепеж необходимо менять.

При выборе крепежа учитываются условия и интенсивность эксплуатации автомобиля. Если трaнcпортное средство интенсивно используется, притом в тяжелых условиях, применяется титановый крепеж. Если условия эксплуатации обычные, достаточно поставить стальные детали. В сугубо городских условиях литым дискам хватит и алюминиевых гаек, хотя нельзя гарантировать их долговечность.

Число полных оборотов

Кроме размеров и материала изготовления важно количество оборотов, которое обеспечит надежную фиксацию литого автомобильного диска. Как правило, достаточно 7−9 полных оборотов.

Чтобы узнать, какой крепеж позволит осуществить необходимое число оборотов, требуется выяснить оптимальную длину болта для диска: берется старый болт, считается число полных его оборотов и полученное значение делится на длину болта.

Гайки-секретки и болты-эксцентрики

Секретки можно назвать особой разновидностью. С гайками такой конструкции удастся обезопасить авто от хищений. Секретные болты находятся в неприметных местах, благодаря чему риск остаться без колес сводится к минимуму. Особенность здесь в форме колесной гайки: на внешней стороне есть специальная движущаяся втулка, которая не дает снять колесо обычным разводным ключом. Для откручивания секретных элементов нужен индивидуальный ключ, продающийся с ними в комплекте.

При монтаже автомобилисты нередко сталкиваются с несоответствием диаметра болтов. Чтобы решить эту проблему, берут болты-эксцентрики с подвижным конусом, позволяющим устранить разницу в размере. Затруднений удастся избежать при условии хорошего качества болтов со смещенным конусом. Перед приобретением болтов-эксцентриков, убедитесь, что отверстия подходят смещенному конусу болта. Часто встречаются автомобильные диски под радиусный крепеж. Если на машине как раз такое литье, болты-эксцентрики применять нельзя.

Выбор крепежных элементов

Чтобы болты и гайки на колеса прослужили долго, выбирать их нужно со знанием дела. При их покупке специалисты советуют обращать внимание на:

  • материал, из которого они изготовлены;
  • шаг резьбы;
  • тип покрытия;
  • диаметр.

Помните, что крепления для штампованных изделий литым дискам не подойдут.

После выбора необходимого крепежа гнезда для болтов обpaбатывают графитовой смазкой. Благодаря этому крепежные элементы легко скользят по резьбе, что обеспечивает лучшее прилегание сопрягаемых деталей и предотвращает заклинивание из-за возросшей силы трения.

Если длина оборота менее 10 мм, или количество полных оборотов менее 7 мм, крепежные элементы следует заменить более длинными либо купить другие колесные диски. Эта мера поможет избежать неожиданной поломки трaнcпортного средства при его эксплуатации.

Незакрепленная деталь будет стучать и повлечет быструю поломку ходовой части трaнcпортного средства. Чтобы этого избежать, нужно учесть все нюансы: от типа покрытия до размеров крепежных элементов. Неправильно закрепленные диски могут стать причиной аварийной ситуации. Для каждой разновидности дисков предназначен свой крепеж. Использование несоответствующих крепежных элементов создает угрозу здоровью и жизни водителя и пассажиров.

Чтобы закрепить диск к ступице колеса, применяют специальные болты применимые для литых дисков. Применение болтов от штампованных дисков недопустимо. В зависимости от конструкции крепления также могут применяться и гайки для литых дисков, гайки от штампованных дисков также не применимы к использованию с литыми дисками.

Все дело в том, что болты и гайки для литых дисков имеют более развитую сферическую или конусную поверхность контактирующую с диском. Эта особенность крепежа является следствием мягкости металла из которого сделан литой диск и соответственно влечет за собой увеличение площади контакта диск – крепеж.

Для легкосплавных дисков, толщина диска больше, чем у стального, поэтому используются более длинные болты.

Также стоит сказать, что в следствии мягкости металла диска необходимо регулярно проверять затяжку болтов и гаек, особенно на новых дисках, когда в контактном пятне диска металл еще не упрочнился за счет усилий нагрузки на колесо и крепления болтов.
При выборе болтов и гаек важно приобрести именно тот крепеж который подходит к вашему диску. В противном случае на месте контакта болт – диск возможны забои, царапины, крошение металла и как следствие вы безвозвратно испортите диск.
Кроме того неплотное прилегание приводит к цикличным ударам по крепежу и самораскручиванию болтов и гаек.

Гайки крепления литых дисков необходимо подбирать те, которые обязательно имеют аналогичную с диском высоту и резьбу, а также поверхности соприкосновения (у гаек для литых дисков должны быть специальные шайбы, увеличивающие площадь сопряжения). Следите и за тем, чтобы конус гайки совпадал с конусом отверстия.

Обычно сферические гайки идут на крепление штампованных (металлических) дисков, а конусные на литые и кованые диски (алюминиевый сплав).
Учитывать при установке запаски и замене штамповки на литье!

Затяжка болтов и гаек на литых дисках

Болты для литых дисков и гайки для литых дисков перед тем как установить в посадочные гнезда, смажьте графитовой смазкой, это необходимо для того чтобы при начале контакта с диском у головки болта или гайки была возможность прокручиваться обеспечивая полное прилегание, а не застопориться за счет начальных сил трения между диском и крепежом.

Также существуют и болты компенсирующие незначительное отклонение размеров крепежа на колесном диске. Более подробно о них в статье «Болты с плавающим конусом (эксцентрики)».

При подборе колесного крепежа особенно важно учитывать длину резьбовой части болтов, ввинчиваемой в ступицу, где количество полных ввинченных витков должно составлять не менее шести (10мм), тоже самое относится и к гайкам. Если количество полных витков меньше шести следует заменить болт (шпильку) на более длинный размер.

Подготовлено по материалам и статьям из интернета.

Каждому автовладельцу, кто планирует покупку литых дисков, необходимо знать, что конструкция болтов и гаек, предназначенных для литых дисков, отличается от конструкции болтов и гаек, предназначенных для обычных штампованных дисков. Они не взаимозаменяемы, литые диски нельзя крепить болтами или гайками от штампованных и наоборот.

Из этой статьи вы узнаете:

Поэтому для нормальной эксплуатации двух комплектов колёс – на штампованных дисках и на литых – так же необходимо иметь и два комплекта болтов или гаек для них. Если используются секретные болты – то их так же должно быть два комплекта.

В чём отличия?

Отличия конструкции крепления прямо вытекают из конструкции самих колёсных дисков.

Штампованные диски чаще всего выпускаются из высокопрочной стали и имеют сравнительно небольшую толщину в месте крепления к ступице автомобиля. Поэтому болты или гайки, предназначенные для штамповки, имеют небольшую плоскую поверхность соприкосновения с диском в форме обычной «шляпки». Для надёжного крепления стального диска этого вполне достаточно.

Литые диски, в свою очередь, для уменьшения веса выпускаются из сплавов лёгких металлов, прочность которых ниже, чем у стали. Болты и гайки для литых дисков имеют конусообразную поверхность соприкосновения, площадь контакта которой больше, чем площадь контакта плоской «шляпки», применяемой для штамповки. Это сделано чтобы уменьшить точечную нагрузку на диск в месте крепления. И именно поэтому литой диск очень легко испортить, если попытаться закрепить его болтами или гайками от штампованного – место крепления просто разрушится.

Читать еще:  По какому диаметру измеряются стальные трубы

Кроме всего прочего литые диски имеют заметно большую толщину, в отличие от штампованных, что так же обуславливается мягкостью материала, из которого они изготовлены. Этот момент необходимо учитывать и для крепления литых дисков подбирать более длинные болты. А если диски крепятся гайками — необходимо проверить остаточную длину шпилек в ступице автомобиля, количество полных оборотов гайки на которых должно быть не менее шести (примерно 10мм). Если оборотов получается меньше – ради собственной безопасности стоит задуматься о другой модели дисков или о замене шпилек в ступице.

Стоит отметить, что большинство конусообразных болтов и гаек для литых дисков выполняются под стандартным углом 60 градусов. Но иногда в продаже попадаются диски, крепление которых может отличаться от стандартного, например угол конуса может быть другим. Поэтому перед монтажом колеса необходимо проверить соответствие крепёжных отверстий дисков и ботов (или гаек).

Что ещё нужно знать?

В связи с тем, что литые диски выполняются из более мягкого материала, существует большая вероятность, что со временем их крепление к ступице может ослабнуть.

Во избежание неприятных ситуаций на дороге автовладельцу необходимо время от времени проверять затяжку болтов или гаек на литых дисках и, при необходимости, подтягивать.

Колесные болты и гайки для литых дисков

Заменить:
http://prntscr.com/biky71

Любой владелец автомобиля, который задумался о приобретении литых дисков, должен понимать, какие отличия есть в конструкции гаек и болтов. В особенности владелец авто должен знать отличия от тех крепежей, которые используются в штампованных дисках. Болты для литых дисков не являются универсальными. То же касается креплений для штампованных моделей — их нельзя между собой менять.

Для обеспечения эксплуатации колесных комплектов с дисками желательно иметь пару комплектов гаек или болтов для них, как и секретных болтов.

Облегченные колесные гайки

Ключевые отличия

Болты и гайки для литых дисков имеют особую конструкцию, которая прямо следует из самих дисков. Например, штампованные модели обычно изготовлены из прочной стали и хаpaктеризуются небольшой толщиной, которая присутствует в месте крепежа к автомобильной ступице. Гайки и болты для них снабжены плоской цилиндрической поверхностью, а для надежного соединения болтов им достаточно иметь плоскую шляпку.

Литые диски — напротив, изготовлены из более легких сплавов. Они хаpaктеризуются меньшей надежностью. Изделия для крепления таких дисков отличаются конусообразной поверхностью соприкасания — она больше, чем такая же площадь плоской шляпки, используемой для штамповки.

Это призвано снизить нагрузку на колесные диски в местах крепежа. Такие элементы также подойдут к кованым дискам, изготовленным из алюминиевого сплава.

Таким образом, особенности в затягивании болтов и гаек на диски следующие:

  • При использовании гаек с болтами от штампованной модели и установке их на литой диск, на месте соединения быстро образуются царапины, а само отверстие вскоре начнет крошиться.
  • К литым дискам нужны будут более длинные болты. Это обусловлено мягкостью их сплава, который требует большей толщины готового изделия.
  • При закручивании гаек нужно обращать внимание на конечную длину болтов в ступице. Если число полных оборотов меньше 6 (около 10 мм), смените шпильки или поставьте другую модель дисков ради своей же безопасности.
  • Проверьте перед установкой все хаpaктеристики болтов и гаек на их соответствие с диском. Угол элементов крепления у стандартных конусообразных изделий должен составлять 60 градусов. Его нужно будет сравнить на соответствие с отверстиями под болты. В отдельных моделях оно может отличаться от стандартов. Кроме того, нужно будет проверить резьбу и поверхность соприкасания (крепежи для литых дисков должны иметь шайбы, которые увеличивают площадь соприкасания).

Также нужно понимать, что из-за выполнения литых дисков из более мягких сплавов со временем их соединение со ступицей может ослабеть с большей вероятностью. Чтобы избежать этого, спустя каждые несколько десятков пройденных километров владелец должен убеждаться в хорошей затяжке креплений и подтягивать их при необходимости. При неплотном прилегании диск будет подвергаться цикличным ударам, а болты и гайки — продолжать раскручиваться.

В следствии мягкости металла диска необходимо регулярно проверять затяжку болтов на литых дисках

Виды крепежей

В зависимости от формы площади посадки колесные болты для литых дисков бывают:

  • с круглой прижимной частью.
  • с прижимной поверхностью в форме конуса. Могут иметь отступ в конце прижима размером 1,3 мм (подголовок) или быть без отступа.

В зависимости от размера, болты делят на:

  • короткие (чаще используются для закрепления штампованных моделей дисков);
  • длинные (подходят для литых дисков).

Длинные болты для литых дисков автомобиля

Есть еще ряд критериев, которые помогают узнать, какие изделия вам подойдут:

  • диаметр;
  • резьбовой шаг;
  • материал изготовления (алюминий, сталь, титан);
  • покрытия (хром разных оттенков, цинк).

В продаже также есть изделия с разнообразными покрытиями, которые могут подойти, например, к блестящей дисковой поверхности или цвету кузова. Несмотря на устоявшееся мнение о том, что напыление хромом лучше других покрытий препятствует образованию и развитию коррозии, пpaктическое использование гаек и болтов показывает, что срок службы изделий из обычного черного металла ничуть не меньше. Учитывая то, что первые годы любая деталь будет сохранять свой исходный вид, выбирать гайки или болты, руководствуясь эстетическими требованиями, не стоит.

Хромированные гайки для литых дисков

Особой разновидностью креплений для литых дисков выступают «секретки». Они защищают колеса автомобиля от злоумышленников. Секретные болты благодаря невидимому для воров расположению понижают риск кражи до минимума.

Их особенностью является необычная форма гайки. С внешней стороны изделие снабжено двигающейся втулкой. Благодаря этому гайка снимается отдельным ключом, и разводным колесо уже не снять. Для каждой «секретки» в комплекте идет индивидуальный ключ, который хранится только у владельца.

Секретные болты и гайки McGard

Затяжка креплений на литых дисках

После подбора, перед установкой болтов и гаек в гнезда для посадки понадобится смазать их смазкой из графита. Благодаря этому при контакте элементов с диском они смогут прокручиваться, обеспечив более надежное прилегание и не будут стопорится благодаря силе трения.

Если при установке вы столкнулись с проблемой несоответствия размера болтов на диске колеса, то ее можно решить, купив болты-эксцентрики (имеющие подвижный конус). Например, если размер PCD в дисках составляет 97 мм, а требуется 99 мм, эксцентрики скомпенсируют эту величину за счет конуса, который есть на изделие. Наличие минимального расстояния между внутренней посадкой и наружным диаметром элемента обеспечит возможность перемещения, обозначенное на продукции словом Variation.

Когда вы подбираете соединения для колес с литыми дисками, обращайте внимание и на размер резьбовой поверхности изделий, которые ввинчиваются в ступицу. Если количество оборотов составляет меньше 10 мм или 6 витков, вам следует купить изделие большего размера, так как короткие болты значительно уменьшают надежность установки колес.

Правила выбора

Даже болты и гайки для литых дисков имеют между собой отличия. Поэтому крайне желательно приобретать их с самими дисками. Выбор болтов нужно будет осуществлять в зависимости от материала:

  • бюджетные модели выполняются из обыкновенного металла;
  • дорогие модели изготавливаются из стали.

Оптимальная длина болта измеряется методом примерки. Это в условиях магазина маловероятно, так как (за редкими исключениями) не существует пpaктики вкручивания неоплаченного болта в колесный диск.

Проще будет достать старый элемент крепления, подсчитать там количество оборотов, а затем разделить на длину изделия. Это позволит вам определить длину одного оборота.

Что касается гаек, то они ввиду использования на отечественных, американских или японских авто изготавливаются из разных материалов. Считается, что лучше выбирать титановые изделия ввиду их качества. Но стоят они на порядок дороже остальных. Более доступным вариантом является алюминий (иногда — с кремнием и магнием). Он достаточно легкий, но не очень прочный. Сталь — это оптимальное сочетание качества и цены для гайки. Обращайте внимание на наличие или отсутствие буртиков, а также на тип модели (открытую или закрытую). Последняя лучше защитит соединение от попадания грязи и влаги.

Как выбрать болты и гайки для штампованных дисков

Традиционно самые распространенные диски – стальные штампованные. Новые автомобили, сходящие с заводского конвейера, по умолчанию комплектуются именно ими. Тем, кто оставляет их в качестве постоянного автомобильного элемента, в любом случае время от времени необходимо проводить их обслуживание. Для этого требуются определенные аксессуары.

Читать еще:  Каким образом выбираются приборы для измерения давления

Виды болтов

Диски штамповка крепятся к ступице крепежными элементами с прижимной частью самой разной формы. А именно:

Вид болта обязательно должен соответствовать конструкции отверстия колесного обода.

Хаpaктерные отличия

Колесные болты для штампованных дисков отличаются длиной, а также материалом изготовления. Обычно используется хорошая сталь, имеющая несколько видов покрытия:

Надо сказать, что любой вид покрытия является только верхним защитным слоем. Поэтому оказать надежную защиту от коррозии он не может.

Чтобы штампованный диск приобрел более эстетичный вид, идеально подходят болты, имеющие хромовое покрытие. Если правильно ухаживать за автомобилем, нормально его эксплуатировать, болты никогда не будут ржаветь.

Какие болты нужны для штампованных дисков

Если речь идет о дисках ВАЗ, то они закрепляются на ступице крепежами, длина которых позволяет сделать 7-9 оборотов при вкручивании. Наиболее подходящим считается значение длинны, достаточное для вкручивания во всю толщу ступицы с одной стороны, при небольшом выступе – в 2-3 мм – с другой.

Чтобы определить точную длину, можно воспользоваться проверочными способами:

  1. Скрутить с колеса имеющийся там б/у болт, посчитать, сколько на нем витков резьбы. Затем получившееся число поделить на имеющуюся длину болта. В итоге будет получен результат, показывающий рабочую длину детали.
  2. Купить в магазине нужный элемент и закрутить его в штамповочный диск. При соответствии параметров ободу можно быть уверенным, что он легко вкрутится в ступицу.

При покупке болта следует учесть основные параметры:

Подбирать крепежные элементы необходимо так, чтобы не происходило их самопроизвольное откручивание. Если ошибиться с диаметром, может случиться так, что затянется только один-два крепежа, остальные будут свободными.

В результате колесо не займет нужное положение, шины начнут быстро изнашиваться, автомобиль будет неустойчивым и может потерять управление.

Промышленность выпускает также болты для штампованных дисков, получившие название «секретки». Надо сказать, что такая конструкция не имеет большой эффективности в плане крепления, однако защитную функцию выполняет успешно. Для вкручивания-выкручивания надо иметь особый «секретный ключ».

Какие гайки нужны для штампованных дисков

Сегодня на некоторых отечественных автомобилях, а также иномарках, сделанных в США и Японии, крепление дисков осуществляется гайками нескольких типов:

  • Открытые,
  • Закрытые,
  • С буртиком или без него.

Гайки для колесных дисков закрытого типа защищают ступицу от попадания грязи. Они изготавливаются, аналогично болтам, из разных материалов.

Чаще всего используется нержавеющая сталь или титан. Делая выбор колесной гайки, необходимо учесть самый важный параметр – совпадение резьбы.

Изготавливаются гайки и из алюминия. Они предназначены для крепления колеса на спортивных автомобилях.

Детали отличаются небольшим весом и увеличенной мягкостью металла. За такими гайками требуется постоянно следить и проводить их подтяжку.

Для крепления штамповок используют также конусные гайки открытого типа. Для тюнинга колеса устанавливают титановые гайки. Их главным отличием считается высокая прочность и небольшая масса.

Однако титан – благородный и не дешевый металл, потому не всем они по карману – их стоимость на порядок выше аналогичных крепежных изделий.

Как правильно подобрать гайки для литых дисков? Какие колесные гайки на литые диски ставить?

Литые диски значительно улучшают внешний вид автомобиля. Этот факт учитывают многие владельцы при тюнинге своего трaнcпортного средства. Однако, если неверно подобрать гайки для крепления литых конструкций, то при езде, даже по ровной дороге, возможны стуки и поскрипывания.

Гайки для штампованных и литых дисков

Штампованные диски на автомобиль производятся из достаточно плотного и тяжелого металла, для их крепления нужны элементы из прочной стали с плоской поверхностью в форме цилиндра и плоской шляпкой. Чем больше ее площадь, тем надежнее будет закреплена центральная часть колеса. Какие гайки для литых дисков следует использовать?

Литые элементы авто выполнены из легких сплавов металла, они визуально красивее штампованных аналогов, однако менее надежны. Именно от конструкции крепежных элементов зависит надежность крепления диска. Болты и гайки, предназначенные для литой основы, имеют конусообразную форму, в силу чего существенно позволяют снизить на нее нагрузку в месте крепежа. Стоит добавить, что конусообразные болты и гайки подойдут для фиксации кованых колесных дисков.

Разновидности крепежных элементов

Отвечая на вопрос о том, какие гайки нужны на литые диски, необходимо отметить, что крепежные элементы для «литья» имеют определенные различия. Например, по размеру. Такие детали бывают короткими и длинными.

Длинные гайки используются для крепежа литых и кованых колесных дисков. О таких гайках, собственно, и пойдет речь. А короткие болты используются для «штамповки».

Как правильно подобрать гайки?

Чтобы избежать стука и скрипа при передвижении на автомобиле, нужно правильно подобрать крепление для дисков. Данный процесс требует от автомобилиста наличия определенных знаний. Подбор гаек для литых дисков рекомендуется осуществлять, обязательно учитывая:

• материал, из которого сделаны болты и гайки;

Зная вышеуказанные показатели, можно без особых проблем подобрать нужные детали для фиксации литых дисков. Однако от выполнения данной процедуры можно избавиться, если приобретать колесную деталь в комплекте с креплением либо отдельно крепления, но сразу же после покупки «литья». Главным остается правило: крепления от штампованных дисков на литые модели не подойдут.

Несколько слов о покрытии

Гайки и болты на литые диски могут покрываться хромом, имеющим различные оттенки, а также цинком. Стоит сразу отметить, что покрытие не влияет на коррозийную устойчивость гаек и болтов. Многие автомобилисты приобретают крепежные элементы с покрытием, руководствуясь распространенным мнением о том, что оцинкованные или хромированные элементы более устойчивы к воздействию коррозии.

При ответе на вопрос о том, какие гайки ставить на литые диски, нужно упомянуть и о том, что крепежные элементы с покрытием, равно как и без него, в течение одного года использования сохраняют первоначальный внешний вид.

Исходя из вышесказанного, необходимо отметить, что детали с покрытием имеют ровно такую же антикоррозийную устойчивость, как и без него. Поэтому в процессе выбора болтов и гаек для «литья» стоит руководствоваться типом материала, а не покрытия. Не следует переплачивать за эстетические показатели, так как крепежные элементы с покрытием стоят на порядок больше обыкновенных.

Материалы изготовления крепежей

На данный момент крепежные элементы для литых поверхностей производятся из стали, алюминия и титана. Несложно догадаться, что наиболее надежными являются титановые болты и гайки. Меньше внушают доверие, как правило, бюджетные изделия. К ним относят болты и гайки из железа и алюминия, последние будут стоить дороже. Средними показателями прочности и надежности обладают стальные гайки и болты, хотя и они не вечны. При долгой эксплуатации литых дисков крепежи необходимо заменить.

При выборе гаек и болтов для крепления литой части колеса обязательно нужно учитывать условия и интенсивность эксплуатации трaнcпортного средства. При высокой интенсивности езды на автомобиле или использовании трaнcпортного средства в тяжелых дорожных условиях нужно установить титановые крепежные элементы. Они надежно прослужат достаточно долгое время. Если автомобиль будет эксплуатироваться в обычных дорожных условиях, то можно обойтись стальными болтами и гайками. Ну а для сугубо городских условий оптимальным будет приобретение алюминиевых колесных гаек для литых дисков. Но нет гарантии того, что они прослужат долгое время.

Многие автомобилисты задаются вопросом о том, как выбрать гайки для литых дисков. В ответе на поставленный выше вопрос обязательно должна присутствовать информация, рассказывающая о материалах, из которых изготавливаются колесные крепежные элементы.

Количество оборотов

Помимо размеров крепежных элементов и материалов, из которых их делают, важно обратить внимание и на обороты — вернее, на максимальное их количество, которое позволит надежно зафиксировать литую основу. В большинстве случаев 7-9 полных оборотов бывает достаточно.

Для того чтобы узнать, какие крепежные элементы позволят осуществить необходимое количество полных оборотов, требуется определить оптимальную длину болта для конкретной модели колесного диска. Данный процесс осуществляется следующим образом: берется старый болт, подсчитывается число его полных оборотов, далее полученное значение делится на его длину. Благодаря произведенным действиям можно узнать длину оборота.

Гайки-«секретки»

Эти крепежные элементы можно отнести к особой разновидности. Благодаря своей конструкции, гайки-«секретки» способны обезопасить автомобиль от возможных хищений. Секретные болты располагаются в неприметных местах, что до минимума снижает риск «остаться без колес».

Читать еще:  Мегерить кабель что это такое

Особенностью болтов является форма колесной гайки для литых дисков. Внешняя сторона детали имеет специальную движущуюся втулку, не позволяющую снять колесо с помощью обыкновенного разводного ключа. Для того чтобы открутить секретный крепежный элемент, нужно воспользоваться индивидуальным ключом, который поставляется в комплекте с особыми крепежными элементами.

Использование болтов-эксцентриков

При монтаже крепежных элементов для литых дисков зачастую возникает проблема несоответствия диаметра болтов. Для ее решения приобретаются болты-эксцентрики. Эти крепежные элементы оснащены подвижным конусом, который позволяет устранить образовавшуюся разницу в размере.

При хорошем качестве болтов со смещенным конусом не возникнет проблем с креплением колесного диска. Но прежде чем приобретать болты-эксцентрики, нужно убедиться, что отверстия подходят под смещенный конус болта. Ведь нередко встречаются автомобильные колесные диски под радиусный крепеж. Если на автомобиле установлено именно такое литье, то применение болтов-эксцентриков недопустимо.

Правила выбора крепежных элементов

При выборе гаек и болтов для литых дисков нужно учитывать следующие моменты:

Оптимальным вариантом являются стальные крепежные элементы. Они могут прослужить достаточно долгое время и имеют достаточно адекватную стоимость.

На рынке автозапчастей можно отыскать крепежные элементы, покрытые цинком либо хромом. Они достаточно красивы и способны придать автомобилю яркий, презентабельный внешний вид. Однако они гораздо дороже обыкновенных. Существует расхожее мнение о том, что оцинкованные или хромированные детали более устойчивы к коррозии, однако на пpaктике это не подтвердилось.

При выборе гаек и болтов особое внимание уделяется их размерам. Короткие подойдут для штампованных дисков. Длинные — для литых и кованых. Кроме того, несоответствие в диаметре можно устранить путем использования болтов-эксцентриков благодаря их подвижному конусу.

Фактор, вытекающий из предыдущего. Чем короче болт, тем меньше число оборотов. Как известно, короткие болты предназначены для крепления штампованных дисков. Ну а для литых нужны болты, чье количество полных оборотов достигает показателя от 7 до 9.

Некоторые нюансы установки болтов

После того как были подобраны необходимые крепежные элементы, гнезда для посадки болтов обpaбатываются графитовой смазкой. Это позволит крепежным элементам легко прокручиваться при взаимодействии с диском. Тем самым металлическая основа колеса и крепежные элементы будут плотно прилегать друг к другу. Кроме того, данный шаг позволит избежать стопорения по причине возросшей силы трения.

Если длина оборота меньше 10 миллиметров или же число полных оборотов меньше 7, то следует поменять крепежные элементы на более длинные либо приобрести другой колесный диск. Данная манипуляция обезопасит от неожиданной поломки трaнcпортное средство в процессе его эксплуатации.

Итоги

Подводя итоги вышесказанному, стоит заметить, что диски в зависимости от разновидности имеют различные крепежные элементы. Использование несоответствующих крепежей создает угрозу жизни и здоровью водителя и пассажиров.

Для литых основ применяются длинные болты. Кроме того, они различаются по материалам и конструкции. Наиболее эффективно использование титановых гаек и болтов, но они достаточно дорогие. Оптимальным вариантом в соотношении «цена-качество» являются стальные элементы.

Отвечая на вопрос о том, как правильно подобрать гайки для литых дисков, нужно упомянуть про соответствие размеров. Если в диаметре между деталями имеет место определенная разница, можно воспользоваться особыми болтами с подвижным конусом. Для уменьшения риска кражи колес рекомендуется использовать гайки-«секретки». Их конструкция устроена таким образом, что для демонтажа понадобится особый индивидуальный ключ.

Если же использовать неподходящие детали для крепежа дисков на колеса (например, для «штамповок» — гайки с болтами от «литья»), то можно обеспечить себе ряд проблем, связанных со скорым износом и поломкой составляющей автомобильного колеса. Незакрепленная конструкция будет стучать, кроме того, она приведет к быстрой поломке ходовой части трaнcпортного средства. Некорректно закрепленные диски могут привести к возникновению аварийной ситуации на дороге.

При выборе дисковых крепежных деталей следует понимать, что этот процесс достаточно важный: нужно учитывать все нюансы, начиная с типа покрытия и заканчивая размером крепежных элементов. От этого зависят жизнь и здоровье водителя и пассажиров.

Особенности выбора гаек для литых дисков

Установка литых дисков значительно улучшает привлекательность всего авто, поэтому при тюнинге пpaктически всегда заказывается монтаж этих элементов. Здесь очень важно правильно подобрать гайки для литых дисков или их штампованных аналогов. Неверный выбор станет причиной того, что даже во время езды по ровной дороге появятся поскрипывание и стук.

Материал, форма и покрытие

Штампованные автомобильные диски изготавливаются из довольного плотного тяжелого металла, поэтому крепиться они должны цилиндрическими гайками из прочной стали.

Литые диски делаются из легких сплавов и выглядят лучше штампованных элементов, но надежность их ниже. Болты и гайки колесные для литых дисков имеют конусообразную форму, благодаря которой существенно снижается нагрузка в месте крепежа. Отметим, что конусообразный крепеж подходит также для фиксации кованых дисков, причем имеются в виду длинные гайки, короткими же закрепляются штампованные изделия.

Болты и гайки покрываются хромом различных оттенков и цинком. Покрытие не оказывает влияния на коррозийную устойчивость. Крепеж с покрытием или без него первоначальный вид сохраняет один год. Элементы с покрытием стоят дороже. Выбирая крепеж, внимание следует обращать на материал изготовления, а не на тип покрытия.

Для изготовления крепежа используются следующие металлы:

  • сталь;
  • алюминий;
  • титан.

Большей надежностью обладают титановые элементы. Железные и алюминиевые детали не столь надежны. У стальных гаек и болтов средние показатели прочности и надежности. При длительной эксплуатации литых дисков крепеж необходимо менять.

При выборе крепежа учитываются условия и интенсивность эксплуатации автомобиля. Если трaнcпортное средство интенсивно используется, притом в тяжелых условиях, применяется титановый крепеж. Если условия эксплуатации обычные, достаточно поставить стальные детали. В сугубо городских условиях литым дискам хватит и алюминиевых гаек, хотя нельзя гарантировать их долговечность.

Число полных оборотов

Кроме размеров и материала изготовления важно количество оборотов, которое обеспечит надежную фиксацию литого автомобильного диска. Как правило, достаточно 7−9 полных оборотов.

Чтобы узнать, какой крепеж позволит осуществить необходимое число оборотов, требуется выяснить оптимальную длину болта для диска: берется старый болт, считается число полных его оборотов и полученное значение делится на длину болта.

Гайки-секретки и болты-эксцентрики

Секретки можно назвать особой разновидностью. С гайками такой конструкции удастся обезопасить авто от хищений. Секретные болты находятся в неприметных местах, благодаря чему риск остаться без колес сводится к минимуму. Особенность здесь в форме колесной гайки: на внешней стороне есть специальная движущаяся втулка, которая не дает снять колесо обычным разводным ключом. Для откручивания секретных элементов нужен индивидуальный ключ, продающийся с ними в комплекте.

При монтаже автомобилисты нередко сталкиваются с несоответствием диаметра болтов. Чтобы решить эту проблему, берут болты-эксцентрики с подвижным конусом, позволяющим устранить разницу в размере. Затруднений удастся избежать при условии хорошего качества болтов со смещенным конусом. Перед приобретением болтов-эксцентриков, убедитесь, что отверстия подходят смещенному конусу болта. Часто встречаются автомобильные диски под радиусный крепеж. Если на машине как раз такое литье, болты-эксцентрики применять нельзя.

Выбор крепежных элементов

Чтобы болты и гайки на колеса прослужили долго, выбирать их нужно со знанием дела. При их покупке специалисты советуют обращать внимание на:

  • материал, из которого они изготовлены;
  • шаг резьбы;
  • тип покрытия;
  • диаметр.

Помните, что крепления для штампованных изделий литым дискам не подойдут.

После выбора необходимого крепежа гнезда для болтов обpaбатывают графитовой смазкой. Благодаря этому крепежные элементы легко скользят по резьбе, что обеспечивает лучшее прилегание сопрягаемых деталей и предотвращает заклинивание из-за возросшей силы трения.

Если длина оборота менее 10 мм, или количество полных оборотов менее 7 мм, крепежные элементы следует заменить более длинными либо купить другие колесные диски. Эта мера поможет избежать неожиданной поломки трaнcпортного средства при его эксплуатации.

Незакрепленная деталь будет стучать и повлечет быструю поломку ходовой части трaнcпортного средства. Чтобы этого избежать, нужно учесть все нюансы: от типа покрытия до размеров крепежных элементов. Неправильно закрепленные диски могут стать причиной аварийной ситуации. Для каждой разновидности дисков предназначен свой крепеж. Использование несоответствующих крепежных элементов создает угрозу здоровью и жизни водителя и пассажиров.


Выбор ушм 125 с регулировкой оборотов

Выбор ушм 125 с регулировкой оборотов Выбор ушм 125 с регулировкой оборотов 15 лучших болгарок (УШМ) Критерии выбора хорошей болгарки Диаметр диска Диск – главный расходный материал для УШМ....

28 04 2025 3:27:13

Как проверить аккумулятор на телефоне андроид

Как проверить аккумулятор на телефоне андроид Как проверить аккумулятор на телефоне андроид Как проверить состояние аккумулятора смартфона? Константин Иванов Неважно, какие хаpaктеристики у вашего...

27 04 2025 12:46:15

Эпоксидный клей класс пропорции смешивания

Эпоксидный клей класс пропорции смешивания Эпоксидный клей класс пропорции смешивания Как развести эпоксидный клей: правильные пропорции Очень часто как в быту, так и на производстве требуются...

26 04 2025 1:44:38

Модуль упругости при сдвиге для стали

Модуль упругости при сдвиге для стали Модуль упругости при сдвиге для стали Модуль упругости разных материалов, включая сталь Перед тем, как использовать какой-либо материал в строительных...

25 04 2025 21:38:44

Самодельный фрезерный станок с чпу чертежи

Самодельный фрезерный станок с чпу чертежи Самодельный фрезерный станок с чпу чертежи Самодельный фрезерный станок с Ч П У: собираем своими руками Зная о том, что фрезерный станок с Ч П У является...

24 04 2025 22:41:59

NAMM 2020: Blipblox After Dark — возвращение «игрушечного» синтезатора с большими возможностями

NAMM 2020: Blipblox After Dark — возвращение «игрушечного» синтезатора с большими возможностями  Компания Playtime Engineering выпустила новую версию "детского" синтезатора Blipblox After Dark. Новые эффекты, фильтры, FM-таблицы и другие навыки....

23 04 2025 10:16:54

Что такое фото реле

Что такое фото реле Что такое фото реле Фотореле: устройство, назначение и виды Фотореле — маленькое, но умное устройство, которое избавит от необходимости самолично включать...

22 04 2025 15:56:45

Червячный редуктор принцип работы

Червячный редуктор принцип работы Червячный редуктор принцип работы Червячный редуктор: описание.виды.принцип работы,ремонт,фото,видео. Червячный редуктор нередко считается важною деталью...

21 04 2025 12:17:29

Ревербератор Polyverse Music Comet умеет создавать прострaнcтва объёмом от 1 см³

Ревербератор Polyverse Music Comet умеет создавать прострaнcтва объёмом от 1 см³  Студия Polyverse Music выпустила ревербератор Comet. Плагин не основан ни на одном известном ревербераторе и самостоятельно создаёт любые прострaнcтва....

20 04 2025 14:52:29

Какое масло можно использовать для смазки

Какое масло можно использовать для смазки Какое масло можно использовать для смазки Замена готовых лубрикантов Часто семейные пары интересуются, что можно использовать вместо иHTиMной смазки....

19 04 2025 11:34:37

Какую сигналку лучше поставить с автозапуском

Какую сигналку лучше поставить с автозапуском Выбор лучшей сигнализации с автозапуском У каждого владельца автомобиля на текущий момент есть существенная...

18 04 2025 16:56:26

Что такое брошюровка древесины

Что такое брошюровка древесины Что такое брошюровка древесины Браширование: принципы искусственного состаривания древесины Что такое браширование древесины? Это технология...

17 04 2025 12:14:50

Как правильно подключить конденсатор к электродвигателю 220в

Как правильно подключить конденсатор к электродвигателю 220в Как правильно подключить конденсатор к электродвигателю 220в Как подключить однофазный двигатель Чаще всего к нашим домам, участкам, гаражам подведена...

16 04 2025 5:38:37

Инжекция и эжекция в чем разница

Инжекция и эжекция в чем разница Инжекция и эжекция в чем разница Инжектор и эжектор – в чем разница Чем отличается эжектор от инжектора? Инжектор — это стандартный линейный ускоритель,...

15 04 2025 8:31:59

NAMM 2019: новый синтезатор Arturia MicroFreak создан для тех, кто хочет чего-то необычного

NAMM 2019: новый синтезатор Arturia MicroFreak создан для тех, кто хочет чего-то необычного  Arturia MicroFreak - экспериментальный синтезатор с цифровым осциллятором и аналоговыми фильтрами. Внешность у него очень странная....

14 04 2025 18:50:42

Содержание драгметаллов в импортных микросхемах

Содержание драгметаллов в импортных микросхемах Содержание драгметаллов в импортных микросхемах Исповедь радиовандала …или как я сдавал радиодетали на лом. Если вы смотрели мультсериал Futurama, то,...

13 04 2025 13:37:58

Как закрепить сетку рабицу к металлическим столбам

Как закрепить сетку рабицу к металлическим столбам Как закрепить сетку рабицу к металлическим столбам Способы крепления сетки рабицы к столбам и трубе Как закрепить сетку рабицу так, чтобы избежать...

12 04 2025 9:24:31

Как подключить конденсатор к трехфазному двигателю

Как подключить конденсатор к трехфазному двигателю Как подключить конденсатор к трехфазному двигателю Подключение трехфазного двигателя к однофазной сети Асинхронные трехфазные двигатели, а именно их,...

11 04 2025 22:14:56

Как резать плинтус на потолок

Как резать плинтус на потолок Как резать плинтус на потолок Потолки Потолочный плинтус выполняет не только декоративную функцию, визуально отделяя стены от потолка, но и может скрывать...

10 04 2025 22:51:58

Несчастные случаи с болгаркой видео

Несчастные случаи с болгаркой видео Несчастные случаи с болгаркой видео Жуткие травмы от болгарки Оглавление: Стук молотком по пальцу - это больно, но терпимо. Последствия от короткого вжика...

09 04 2025 16:10:10

Устройство узо и его подключение

Устройство узо и его подключение Устройство узо и его подключение Как подключить узо – пошаговая инструкция У З О – это устройство защитного отключения, его предназначение – это защита...

08 04 2025 10:30:25

Что такое симистор в стиральной машине

Что такое симистор в стиральной машине Что такое симистор в стиральной машине Стиральная машина сразу начинает отжимать Может возникнуть ситуация, что в самом начале или середине стирки машина...

07 04 2025 19:34:52

IsoAcoustics Stage 1 Board — портативные подставки для профессиональной изоляции студии

IsoAcoustics Stage 1 Board — портативные подставки для профессиональной изоляции студии  Компактные акустические подставки Stage 1 Board подойдут для использования в студии и на сцене. Выдерживают до 90 кг любого оборудования и гасят все лишнее....

06 04 2025 6:37:33

9 полезных дополнений для любой студии звукозаписи, о покупке которых вы даже не задумываетесь

9 полезных дополнений для любой студии звукозаписи, о покупке которых вы даже не задумываетесь  Несколько полезных устройств, дополнений и аксессуаров для студии звукозаписи, которые пригодятся музыканту любого уровня....

05 04 2025 16:24:39

Назначение узо в электрических сетях

Назначение узо в электрических сетях Назначение узо в электрических сетях УЗО: Назначение, причины сpaбатывания, подключение УЗО Как работает УЗО: Все УЗО относятся к категории электронной...

04 04 2025 15:55:12

Коллекционные ножи ручной работы фото

Коллекционные ножи ручной работы фото Коллекционные ножи ручной работы фото Коллекционные ножи ручной работы фото Частные объявления о продаже ножей, клинков, кинжалов и шпаг. Новые и б/у ножи...

03 04 2025 2:35:36

Параллельный упор для циркулярки своими руками чертежи

Параллельный упор для циркулярки своими руками чертежи Параллельный упор для циркулярки своими руками чертежи Как сделать параллельный упор для циркулярной пилы своими руками? Параллельный упор – важное...

02 04 2025 16:36:40

Steinberg SpectraLayers 6новая версия редактора спектра от Sony

Steinberg SpectraLayers 6новая версия редактора спектра от Sony Некогда популярный спектральный редактор SpectraLayers теперь принадлежит Steinberg. Компания выпустила обновленную версию SpectraLayers Pro 6....

01 04 2025 2:37:22

Lm317t схема включения 12v

Lm317t схема включения 12v Lm317t схема включения 12v Регулируемый блок питания своими руками Блок питания необходимая вещь для каждого радиолюбителя, потому, что для питания...

31 03 2025 21:43:33

Как выбрать хорошую светодиодную лампочку

Как выбрать хорошую светодиодную лампочку Как выбрать хорошую светодиодную лампочку Как выбрать светодиодную лампу В отличие от обычных ламп накаливания, различающихся только мощностью и качеством...

30 03 2025 6:54:18

Что называется процессом нормализации

Что называется процессом нормализации Что называется процессом нормализации Нормализация баз данных Нормальная форма — требование, предъявляемое к отношениям в теории реляционных баз данных...

29 03 2025 14:25:30

Как правильно работать электролобзиком по дереву

Как правильно работать электролобзиком по дереву Как правильно работать электролобзиком по дереву Как правильно пользоваться электролобзиком Каждый мужчина, будучи настоящим хозяином, должен не только...

28 03 2025 17:52:32

Universal Audio Apollo Twin X и Apollo x4: новые аудиоинтерфейсы с DSP и предусилителями Unison

Universal Audio Apollo Twin X и Apollo x4: новые аудиоинтерфейсы с DSP и предусилителями Unison  Universal Audio представила два новых аудиоинтерфейса - Apollo Twin X и Apollo x4. Десятки каналов, моделирующие преампы Unison и другие возможности....

27 03 2025 5:32:32

Отличие гаек для штампованных и литых дисков

Отличие гаек для штампованных и литых дисков Отличие гаек для штампованных и литых дисков Гайки для литых и штампованных дисков разница Установка литых дисков значительно улучшает привлекательность...

26 03 2025 23:56:19

Буржуйка из двух газовых баллонов чертеж

Буржуйка из двух газовых баллонов чертеж Буржуйка из двух газовых баллонов чертеж Буржуйка из газового баллона своими руками: вертикальная и горизонтальная Печи-буржуйки, выполненные из подручных...

25 03 2025 9:30:31

Stanley и dewalt в чем разница

Stanley и dewalt в чем разницаStanley и dewalt в чем разница Дрели STANLEY или Дрели DeWALT — какие лучше Дрели DeWALT vs Дрели STANLEY - сравнение какие лучше выбрать: отзывы и...

24 03 2025 20:30:10

LANDR выпустила бесплатный набор сэмплов, основанный на «цвете года» Pantone

LANDR выпустила бесплатный набор сэмплов, основанный на «цвете года» Pantone  LANDR совместно с Pantone показали, как звучит "цвет года" Classic Blue, выпустив бесплатный набор из 145 сэмплов, вдохновленных синим цветом....

23 03 2025 20:53:54

Настольный сверлильный станок ссср схема

Настольный сверлильный станок ссср схема Настольный сверлильный станок ссср схема Настольно-сверлильный станок 2 М112 Выдержавший несколько модернизаций советский вертикальный...

22 03 2025 15:15:59

Roland запатентовала дизайн драм-машины TR-808 и синтезатора TB-303. Угадаете, почему?

Roland запатентовала дизайн драм-машины TR-808 и синтезатора TB-303. Угадаете, почему?  Компания Roland получила патент на дизайн синтезатора TB-303 и драм-машины TR-808, а также зарегистрировала соответствующие торговые марки....

21 03 2025 8:17:14

Какое масло заливать в стеклорез

Какое масло заливать в стеклорез Какое масло заливать в стеклорез Что такое масляный стеклорез и как им работать Устройство масляного стеклореза Большинство моделей масляных стеклорезов...

20 03 2025 12:49:57

Arturia MiniLab MkII Inverted: лимитированная версия одной из лучших MIDI-клавиатур в чёрном цвете

Arturia MiniLab MkII Inverted: лимитированная версия одной из лучших MIDI-клавиатур в чёрном цвете  Французская Arturia выпустила особую версию MIDI-клавиатуры MiniLab MkII Inverted в чёрном корпусе и с инвертированными по цветам клавишами. Цена та же....

19 03 2025 6:17:49

NAMM 2020: беспроводные акустические системы JBL IRX поступят в продажу в феврале

NAMM 2020: беспроводные акустические системы JBL IRX поступят в продажу в феврале  Акустика JBL IRX подключается по Bluetooth, оснащается режимом дакинга, встроенным эквалайзером. Мощность 8- и 12-дюймовой модели составляет 1300 Вт....

18 03 2025 17:18:37

Как выглядит шестигранник ключ

Как выглядит шестигранник ключ Как выглядит шестигранник ключ Шестигранник: его виды и выбор Шестигранник используют для работы с крепежными деталями, в шляпках которых имеется...

17 03 2025 15:36:36

Определить подшипник по размерам онлайн

Определить подшипник по размерам онлайн Определить подшипник по размерам онлайн Подбор подшипника по размерам онлайн. Чтобы правильно подобрать роликовые или шариковые подшипники нужно правильно...

16 03 2025 0:59:40

Где применяется высокопрочный чугун

Где применяется высокопрочный чугун Где применяется высокопрочный чугун Ковкий чугун Сплав железа и углерода называют чугуном. Мы же посвятим статью ковкому чугуну. Последний, содержится в...

15 03 2025 4:28:58

Как убрать сульфатацию пластин аккумулятора

Как убрать сульфатацию пластин аккумулятора Как убрать сульфатацию пластин аккумулятора Автомобильный аккумулятор, десульфатация: способы восстановления Современный автомобильный аккумулятор, как...

14 03 2025 4:27:46

Плагин Waves Abbey Road Studio 3 отправит музыкантов за пульт контрольной комнаты знаменитой студии Abbey Road

Плагин Waves Abbey Road Studio 3 отправит музыкантов за пульт контрольной комнаты знаменитой студии Abbey Road  Waves Audio и студия Abbey Road воссоздали в виртуальном виде контрольную комнату знаменитой студии в виде плагина Waves Abbey Road Studio 3....

13 03 2025 19:16:39

Какова периодичность испытания пpeдoxpaнительных поясов

Какова периодичность испытания пpeдoxpaнительных поясов Какова периодичность испытания пpeдoxpaнительных поясов Какова периодичность испытания пpeдoxpaнительных поясов Эксплуатационные испытания 4.5.8....

12 03 2025 8:13:26

Из чего состоит тахеометр

Из чего состоит тахеометр Из чего состоит тахеометр echome.ru Сайт посвященный измерительным приборам… Что такое тахеометр? Современный рынок измерительных инструментов чрезвычайно...

11 03 2025 4:57:23

Что нужно для плазмореза

Что нужно для плазмореза Что нужно для плазмореза Что такое плазморез и как работает плазменный резак по металлу? Плазменная резка – одна из наиболее современных эффективных...

10 03 2025 10:16:17

Еще:
Музыка -1 :: Музыка -2 :: Музыка -3 :: Музыка -4 :: Музыка -5 :: Музыка -6 :: Музыка -7 :: Музыка -8 :: Музыка -9 :: Музыка -10 :: Музыка -11 ::