Что такое храповик на автомобиле
Храповый механизм
За долгий период развития индустрии по производству механизированного оборудования было создано довольно большое количество устройств, которое может применяться для передачи усилия. Примером можно назвать храповой механизм. Он считается одним из старейших изобретений человека, так как конструкция достаточно проста и эффективна, оно считается актуальным на сегодняшний день. Рассмотрим все его особенности подробнее.
Конструкционное исполнение
Классический храповый механизм предназначен для передачи прерывистого вращения в одном направлении. Чаще всего устанавливается для зубчатого колеса. Рассматриваемое устройство храпового механизма хаpaктеризуется следующими особенностями:
- При изготовлении заготовки применяется технология литья и ковки. За счет этого обеспечивается высокая степень надежности.
- Наиболее важной частью любого устройства можно назвать зубчатые колеса. Они представлены колесами из металла, на поверхности которого есть зубья.
- Количество зубьев на поверхности зависит от целевого предназначения механизма. Как показывает пpaктика, чаще всего встречается вариант исполнения с 12 зубьями для 30-градусного поворота.
- Для стяжных ремней-передач часто устанавливается вариант исполнения, который имеет только 6 зубьев.
Еще одним важным конструктивным элементом можно назвать собачку. Она выступает в качестве стопopного элемента. Основные свойства элемента и его схема расположения, определенные функции и размеры во многом зависят то конкретной модели и ее области применения.
Как работает храповый механизм
Распространение храпового механизма можно связать с достаточно простым механизмом и принципом действия, за счет чего обеспечивается длительный срок эксплуатации. Храповик как деталь во многом напоминает трещоточный элемент, так как во время работы возникает соответствующий звук. К особенностям принципа работы отнесем следующие моменты:
- Основная деталь представлена крюком, рычагом или приводом. Спусковой элемент приводит всю систему в действие.
- Вначале работы собачка находится в зацеплении с колесом, но после активации механизма основной элемент совершает осевое вращение. При этом фиксатор смещается на небольшое расстояние относительно первоначального расположения.
- Тяга может быть представлена различными механизмами. Часто можно встретить наличие механизма, который обеспечивает регулировку силы.
- На момент осевого вращения собачка скользит по поверхности. Из-за прерывистого движения в некоторых случаях использовать рассматриваемый механизм не возможно, так как возникает сильный гул.
- Собачка, которая необходима для обеспечения функциональности устройства, на момент остановки осевого вращения западает в специальный паз, за счет чего осуществляется фиксация основной детали.
Основной цикл может повторяться до того момента, пока не будет достигнут требуемый результат. Примером можно назвать подъем устройства и некоторые другие цели.
Область применения
Сегодня храповик как деталь применяется при создании различных промышленных агрегатов с компонентами инженерных конструкций. При этом может обеспечиваться стабильная работа различных небольших элементов инструментов. Этот момент указывает на универсальность применения храповых механизмов.
С точки зрения технической интеграции устройство обходит многие другие варианты исполнения.
Простейший храповая деталь позволяет проводить регулировку расположение оголовки и его фиксацию.
Очень часто производители используют храповик в качестве элемента, через который проводится установка рабочих параметров. Примером можно назвать фиксацию шага реза в определенном диапазоне. Кроме этого, установка проводится при непосредственном изготовлении станочного оборудования.
В последнее время установка проводится в станках для круглой шлифовки, устройство обеспечивает радиальную подачу. Встречается механизм в домкратах и различных лебедочных системах, заводных автомобилях и других устройствах.
Разновидности механизма
В продаже встречаются самые различные фрикционные храповые механизмы. Они могут применяться для реализации самых различных задач. Среди особенностей проводимой классификации отметим следующие моменты:
- Профилированная поверхность часто изготавливается в виде баpaбана или рейки.
- Реечный вариант исполнения встречается крайне редко, так как функциональность устройства существенно снижается. Баpaбанные фрикционные храповые механизмы встречаются намного чаще по причине компактности и других свойств.
- Профиль основы также классифицируется по большому количеству признаков. Чаще всего встречаются радиальные, прямоугольные и пологе варианты исполнения. Радиальные получили широкое распространение, так как они компактные и просты в установке.
В большинстве случаев зуб имеет классическую форму, за счет чего обеспечивается надежность работы.
Особенности работы двунаправленных механизмов
Многие храповые механизмы хаpaктеризуются тем, что вращение колеса или рейки проводится только в одном направлении. Также стали производить варианты исполнения, которые могут вращаться в обоих направлениях. Ключевыми моментами можно назвать следующее:
- Вращение реализуется влево и направо. Именно этот момент существенно повышает функциональность устройства.
- Форма зубцов прямоугольная. Только за счет этого обеспечивается равномерное вращение колеса в обоих направлениях.
- Ключевая особенность также заключается в том, каким образом работает фиксирующая собачка. Она на момент вращения основного элемента не перескакивает, а приподнимается. За счет этого устройство становится более функциональным, но при этом и менее надежным.
Область применения подобного элемента сегодня получил весьма широкое распространение. При его изготовлении могут применяться самые различные материалы, в большинстве случаев уделяется внимание вариантам исполнения с повышенной коррозионной стойкостью.
Как самостоятельно изготовить храповик?
Для того чтобы существенно сэкономить на создании механизма можно изготовить храповик своими руками. Расчет храпового механизма проводится в зависимости от требований, которые предъявляются к системе. Изготовить храповый механизм своими руками можно следующим образом:
- В качестве основного элемента можно использовать металлическую трубу. На используется для создания вала, который будет применяться для непосредственной передачи вращения. При выборе трубы следует уделить внимание тому, чтобы толщина стенки была требуемой величины. В противном случае он не сможет выдержать требуемую нагрузку.
- Из стального листа вырезается небольшой кусок профиля, который играет роль фиксирующей детали. Рекомендуется уделять внимание сплавам с повышенной прочностью и износостойкостью. В большинстве случаев уделяется внимание варианту исполнения, который прошел закалку для повышения твердости поверхностного слоя.
- Больше всего проблем возникает в случае подгонки основных элементов друг к другу. Только в этом случае устройство будет работать правильно. Именно поэтому при работе приходится использовать точные измерительные инструменты. Примером можно назвать микрометр или штангенциркуль.
- Несущая база изготавливается из металлических листов, которые соединяются между собой при применении технологии сварки. Подобная база создается в зависимости от особенностей будущей конструкции.
- Колесо должно иметь на рабочей поверхности зубья, за счет которых обеспечивается зацепление. Этот элемент соединен с валом зачастую при помощи шпонки, которая хаpaктеризуется высокой надежностью. Колесо изготовить самостоятельно достаточно сложно, так как поверхностный слой должен хаpaктеризоваться высокой надежностью и прочностью. Чаще всего храповое колесо снимается с других механизмов или заказывается у мастера, который предоставляет соответствующие услуги.
- Вал крепится посредством сварки. Подобный тип соединения хаpaктеризуется повышенной прочностью и длительным эксплуатационным сроком. Нужно уделять довольно много внимания качеству сварочного шва, так как даже незначительные дефекты могут стать причиной возникновения существенных проблем. Собачка изготавливается при применении пружины и ходового элемента. Пружину можно снять с других механизмов, ходовая деталь отвечает за смещение собачки относительно зуба.
В целом можно сказать, что процесс изготовления рассматриваемой конструкции хаpaктеризуется довольно большим количеством сложностей. Только при наличии требующихся навыков и инструментов можно достигнуть поставленных задач. Храповой механизм чертеж можно скачать в интернете. При применении правильно разработанного проекта может быть уверенным в том, что все детали идеально подойдут друг к другу.
Расчет храпового механизма
При рассмотрении того, как работает храповый механизм следует уделить внимание тому, что самое опасное положение, когда вершина собачки упирается в вершину зуба. Подобное явление становится причиной возникновения сильного удара, за счет которого механизм изнашивается довольно быстро. Среди особенностей проводимых расчетов отметим следующее:
- Проводится расчет прочности кромок.
- Определяется окружная сила.
При проектировании могут применяться самые различные формулы, а некоторая информация берется из таблиц.
Расчет храпового механизма создает довольно много трудностей, так как в некоторых случаях выбирается требуемый параметр в зависимости от условий эксплуатации.
Расчет храпового колеса
Провести расчет храпового колеса можно самостоятельно. Среди особенностей процедуры отметим нижеприведенные моменты:
- Во все случаях проводится расчет коэффициента, который представлен соотношение ширины зуба к показателю модуля. Большие значения применяются для устройств, во время работы которых может возникать существенная ударная нагрузка. Ширина собаки составляет 2-4 мм, за счет чего компенсируется вероятность неточности проведения монтажных работ.
- При расчетах могут применяться самые различные формулы, все зависит от того, какие данные известны в начале расчетов.
- Проводится расчет сопротивления на изгиб при рассмотрении зуба как балки, так как на него будет оказываться высокая нагрузка.
Можно встретить просто огромное количество различных формул, которые могут применяться при проведении расчетов.
Расчет собачки храпового механизма
Устанавливаемая собачка храповика выступает в качестве важного элемента конструкции. Среди особенностей его изготовления отметим нижеприведенные моменты:
- При создании подвижной собачки механизма применяется сталь 40Х, которая дополнительно обpaбатываются термическим методом для повышения твердости. Рассматриваемый материал после термической обработки становится более защищенным от воздействия окружающей среды.
- Для обеспечения надежной фиксации применяется специальная пружина или вес.
- При установке собачки уделяется внимание тому, что ось ее вращения располагается так, чтобы ее контактная поверхность соприкасалась с зубом под углом 90 градусов или близким к нему. За счет этого обеспечивается более высокая надежность фиксации.
Работа рассматриваемого устройства определяет то, что не приходится выполнять периодической обслуживание. При длительной эксплуатации есть вероятность быстрого износа поверхности. Кроме этого, со временем пружина может потерять свои основные свойства.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Как работает храповый механизм?
Храповик – одно из старейших механических изобретений человека. Конструкционная простота и функциональная эффективность позволили ему сохранять актуальность даже в эпоху цифровых технологий. Разумеется, и целевые системы, в которых применяется храповый механизм, сложно назвать технически высокоразвитыми, но это не отменяет эксплуатационные достоинства их устройства.
Сфера применения
На храповиках базируются и промышленные агрегаты с компонентами инженерных конструкций, и работа мелких фурнитурных элементов для инструмента. Это говорит об универсальности устройства и его гибкости с точки зрения технической интеграции. Например, простейший храповый механизм для касок позволяет осуществлять регулировку ремня оголовка через колесико, передающее движение системе фиксации.
В инструментах данное устройство служит как средство установки определенных рабочих параметров. В конструкции секатора, в частности храповик позволяет четко фиксировать шаг реза в рамках заданного диапазона. Если же говорить о более ответственных направлениях, то на первый план выйдет станочное производственное оборудование. Поперечно-строгальные агрегаты оснащаются наружными колесами храповиков, которые выдерживают большие физические нагрузки. В круглошлифовальных станках данное устройство задействуется в целях обеспечения радиальных подач – монтаж производится в комбинации с поршневыми приводами. Помимо этого, храповики используют в лебедочных системах, домкратах, стартерных и заводных механизмах.
Конструкционное исполнение
Функциональные части механизма работают на обеспечение прерывистого движения, требуемого для одностороннего смещения зубчатого колеса. Последнее выступает наиболее значимой частью системы и представляет собой металлический диск с зубцами. Для обеспечения надежности колесо изначально выполняется по технологии ковки или литьевым способом.
Количество зубцов может быть разным – это зависит от рабочего диапазона целевой конструкции. В типовых моделях возможность 30-градусного поворота обеспечивают 12 зубцов. Минимальное число переходных пазов достигает 6 – к примеру, такая конфигурация используется в храповых механизмах для стяжных ремней-рэчетов. Кроме рабочего колеса, в конструкцию также входит крепежная «собачка», стопopный механизм, вал и рычаг. Физические свойства элементов, схема расположения, наличие отдельных функциональных компонентов и размеры могут меняться в зависимости от модели и особенностей конструкции.
Как работает храповый механизм?
В каждом устройстве предусмотрен своего рода спусковой элемент (рычаг, привод, крюк), приводящий систему в действие. Изначально «собачка» находится в контакте с колесом, но после активации механизма начинается осевое вращение, влекущее за собой и смещение фиксатора.
Тяга может обеспечиваться разными источниками тяги. В том же секаторе пуску способствует ручной нажим, а в станках – электродвигатель. Так или иначе, в процессе движения колеса «собачка» начинает скольжение и последующее перемещение по внешним поверхностям зубцов. Важно подчеркнуть, что в этот момент она не оказывает никакого влияния на колесо. Но после остановки движения храповый механизм запирается посредством упора «собачки» в один из пазов. Данный цикл может повторяться до тех пор, пока не будет получен требуемый результат при осуществлении регулировки, подъема или настройки по определенным параметрам целевой системы.
Разновидности механизма
Существует множество классификаций, обусловливающих разнообразие храповиков. К примеру, профилированная поверхность может быть реечной или баpaбанной. Первый вариант используется в особых случаях, так как линейное размещение зубцов менее функционально и эргономично, чем по окружности. Баpaбанные же системы как раз и представляют собой устройства с рабочими колесами. Есть и классификация профиля основы, на которой располагаются пазы. Он может быть прямоугольным, радиальным и пологим. Чаще применяются радиальные системы как наиболее удобные в использовании, надежные и компактные. С прямоугольным профилем обычно выполняется храповый стяжной механизм, поскольку небольшие размеры регулирующей оснастки в данном случае не позволяют использовать зубцы с заостренными и наклонными гранями.
Особенности работы двунаправленных механизмов
Одной из ключевых черт классического храповика является вращение колеса или рейки только в одну сторону. Но есть также и отдельный класс механизмов, которые сохраняют тот же эксплуатационный эффект, но действуют иначе. Вращение у двунаправленных систем реализуется и влево, и вправо. Причем зубцы обязательно должны быть прямоугольными – только в этой конфигурации можно обеспечить равномерность смещения колеса. Главная же особенность храпового механизма двунаправленного типа заключается в системе перемещения «собачки». Она не переходит и не сползает по поверхности колеса, а перекидывается. Это расширяет возможности управления системой, но и усложняет ее, делая менее надежной.
Как самостоятельно изготовить храповик?
Техника выполнения конструкции будет зависеть от требований к системе, в которой она будет использоваться. За основу можно взять вал в виде отрезка металлической трубы, вырезку из стального листа и кусок профиля, который выполнит роль «собачки». Основная сложность будет заключаться в подгонке размеров этих компонентов, ведь только при условии оптимального схождения можно обеспечить стабильную работоспособность храпового механизма. Своими руками также следует изготовить несущую базу – для нее используют металлический каркас, собранный из тех же стальных листов. Посредством сварки к нему с двух сторон крепится вал, на который садится предварительно обработанный диск с вырезанными пазами. Для установки «собачки» следует предусмотреть ходовой зажим с пружинной системой. Инсталляция осуществляется метизами или сваркой.
В заключение
У храповиков немало преимуществ, но есть и слабые места, которые необходимо учитывать при покупке устройств с таким механизмом. В первую очередь, на систему ложится высокая ответственность, что обуславливает и повышенные требования к обслуживанию.
В тех же станках и грузоподъемных агрегатах обязательным условием является регулярная смазка колеса и пятен контакта с «собачкой». Использование храпового механизма в мелком инструменте и дополнительных приспособлениях тоже имеет свои недостатки, обусловленные заеданием небольших деталей. Но в каждом случае качество работы системы будет зависеть от хаpaктеристик изделия. Крупные производители применяют в конструкции храповиков долговечные компоненты с оптимальным сочетанием эксплуатационных свойств. Другое дело, что наличие такого механизма может существенно повышать ценник устройства.
Что такое храповик — где он применяется в авто?
- Что такое храповик — где он применяется в авто?
- 1. Устройство храповика.
- 2. Принцип работы храповика.
- 3. Область применения храповых механизмов.
Впервые о храповом механизме упоминается в древних легендах, относящихся к 400 году до нашей эры, ко времени войны между Карфагеном и Сиpaкузами. В приданиях говориться об арбалетах, так называемых гастрофетах, в которых использовались храповые механизмы. Вдоль гастрофета проходила канавка, в которой передвигался ползунок, предназначенный для оказания действия на стрелу. С двух сторон канавки были прикреплены зубчатые рейки, на которых и скользили храповики. Эти храповики предотвращали возможность выстрелить во время натяжения арбалета.
В XV веке Леонардо да Винчи доработал и усовершенствовал храповой механизм. Это дало возможность заметно улучшить условия работы и повысить безопасность рабочих, которые поднимали и держали на весу тяжёлые грузы. Именно поэтому храповик ещё называют ремнём безопасности XV века.
1. Устройство храповика.
По форме храповик – это зубчатое колесо, имеющее несимметричные зубья с упором на одну сторону (одна сторона зубья пологая, а другая – поднутренная или отвесная). Движение колеса в обратном направлении ограничено собачкой, прижимающейся пружиной или собственным весом. Устройство храповика несложное.
Конструктивно храповой механизм состоит из таких элементов:
1. Храповое колесо.
2. Вал.
3. Собачка с осью, которая должна крепиться на неподвижный элемент.
4. Рычаг.
5. Иногда, в конструкции предусмотрена дополнительная стопopная собачка.
Храповое колесо – это основной элемент любого храпового механизма. По внешнему виду – это обычное колесо, в котором предусмотрены зубья. Храповое колесо изготавливают методом ковки или методом литья из разных видов стали.
Храповые механизмы отличаются между собой и по количеству зубцов на храповых колёсах. Количество зубцов определяет долю окружности, на которую предполагается делать поворот храповика. Для обеспечения поворота на шестьдесят градусов понадобится шесть зубцов (шестьдесят градусов равно одной шестой окружности). Для возможности поворачивать механизм на 30 градусов понадобиться храповик с 12 зубцами (тридцать градусов равно одной двенадцатой окружности). И так далее. Самое минимальное количество зубцов для храповика равно шести. Храповиков с меньшим количеством зубцов, обычно, не производят.
Храповое колесо крепится на специальный вал, на котором оно может свободно вращаться. Для максимальной свободы вращения прострaнcтво между валом и колесом смазывают машинным маслом. Собачка предназначается для ограничения движения храпового колеса. Она зацепляется с храповиком и задерживает его движение в сторону спуска, но при этом не останавливает движение в сторону подъёма. Для того, чтобы храповик смог крутиться в сторону подъёма, собачку необходимо вывести из зацепления с ним. Для этого собачку нужно разгрузить при помощи специального механизма.
Существуют храповые механизмы, способные обеспечить вращение как вправо, так и влево. В там случае зубцы храпового колеса делают прямоугольными, а собачку перекидной. Если собачку перекидывать с одной стороны на другую, то можно менять направление вращения храпового механизма. В некоторых вариациях храповиков предусмотрена дополнительная стопopная собачка. Она нужна для обеспечения более высокой надёжности всего механизма.
Читать еще: Чем лучше брить пахУправление собачкой производиться при помощи рычага, который способен как ввести, так и вывести её из зацепления. Чем размеры храповика больше, тем больший рычаг потребуется. Именно по такой причине храповики производят максимально маленькими (на сколько это возможно). Высота одного зубца рассчитывается как 0,3-0,4 от величины шага.
Различают два типа храповых механизмов в зависимости от типа профилированной поверхности:
1. Баpaбанные – рабочая профилированная поверхность являет собой окружность или её фрагмент.
2. Реечные – профилированная поверхность механизма линейна.
В зависимости от профиля храпового колеса различают такие виды храповых механизмов:
1. Храповые механизмы с прямоугольным профилем.
2. Храповые механизмы с пологим профилем.
3. Храповые механизмы с радиальным профилем.
В зависимости от количества рычагов в механизме, бывают храповики таких видов:
1. Храповики с одним рычагом.
2. Храповики с двумя рычагами.
Механизмы с двумя рычагами обеспечивают большую устойчивость и не допускают перекосов во время работы механизма.
По типу зубцов бывают храповики таких видов:
1. Храповики с прямыми зубцами.
2. Храповики со скошенными зубцами.
У храповиков со скошенными зубцами упор для собачки более надёжный, что обеспечивает более надёжное зацепление составляющих механизмов.
2. Принцип работы храповика.
Рассмотрим какой же принцип работы храповика. Рычаг с собачкой возле храповика находится в свободном вращении. Эта собачка одним своим концом находиться на храповике, а вторым – прикреплена на подвижное осевое соединение. Когда на храповой механизм воздействует тяга от другого механизма, рычаг начинает качаться в разные стороны. Во время отклонения рычага собачка просто скользит по пологой стороне зубцов, не оказывая никакого влияния на вращение храповика. Если воздействие тяги прекращается, собачка упирается на отвесную сторону зубца и препятствует обратному движению храповика. То есть, постепенно качаясь то в одну, то в другую сторону, рычаг с собачкой обеспечивает поступательные движения храпового механизма.
К примеру, рассмотрим принцип действия храповика в подъёмном механизме. Поворачивая рукоятку, можно поднять груз на определённую высоту. Но если рукоятку отпустить, то груз не упадёт, а будет удерживаться в подвешенном состоянии из-за того, что храповик находится в зацеплении с собачкой. Для того, чтобы появилась возможность опустить груз, необходимо для начала приподнять собачку (удерживать рукоятку) и спокойно в медленном темпе опустить груз, поворачивая рычаг.
3. Область применения храповых механизмов.
Применение храповых механизмов очень широкое. Их используют во многих конструкциях и приборах, например, в домкратах, турникетах, замках наручников, лебёдках, гаечных ключах, заводных механизмах часов, отвёртках, механизмах заднего хода велосипедов, строгальных станках, обгонных муфтах, шифровальных машинах (например, «Энигма»),защитных устройствах электроинструментов и в трaнcпортных средствах (в механизме коленчатого вала).
Храповой механизм в основном используется как задерживающее устройство. В подъёмных машинах, оснащённых лебёдкой, зубчатое колесо храповика соединяется с баpaбаном лебёдки, а собачка предотвращает обратное раскручивание баpaбана под давлением со стороны груза. В механических часах с пружинным заводом храповик предотвращает самостоятельное раскручивание заводной пружины.
В коленчатом вале трaнcпортных средств также используются храповые механизмы. Они необходимы для обеспечения моментальной остановки всего механизма и предотвращения его прокручивания в обратном направлении. Храповой механизм в коленчатом вале даёт возможность присоединения пусковой рукоятки. С помощью храпового механизма передаётся вращательное движение от рукоятки к коленвалу, что обеспечивает его запуск. Кроме того, храповик обеспечивает отсоединение коленвала от рукоятки в автоматическом режиме после запуска двигателя в самые короткие сроки.
Подписывайтесь на наши ленты в таких социальных сетях как, Facebook, Вконтакте, Instagram, Pinterest, Yandex Zen, Twitter и Telegram: все самые интересные автомобильные события собранные в одном месте.
Храповые механизмы
МГТУ им. Н.Э. Баумана
Храповые механизмы находят широкое применение в шаговых двигателях, грузоподъемных устройствах и различных отраслях техни ки. Храповой механизм — устройство, допускающее вращение оси в одном направлении и исключающее вращение этой же оси в противоположном направлении. Он состоит из храпового колеса и собачки. Собачка 1 обычно прижата к колесу пружиной 2 (рис. 1). Реже используют храповые механизмы, в которых собачка взаимодействует с поступательно перемещающейся рейкой. Храповые колеса и собачки изготовляют из сталей 35, 50, У10А, 15Х, 20Х, 25ХГСА. При значительных нагрузках, а также для уменьшения износа их либо подвергают объемной закалке, либо цементируют, а затем закаливают. В приборах храповые колеса изготовляют также из латуней ЛК80-Э и ЛС63-3 и бронзы Бр.КМцЗ-1. Иногда и собачки изготовляют из латуни. Используют также сплавы алюминия.
Пружины храпового механизма создают момент, прижимающий собачку к храповому колесу. Однако этот момент не предназначен для преодоления сил и моментов, которые могут действовать на собачку от храпового колеса. Усилие пружины оказывается для этой цели недостаточным. Оно лишь вводит собачку в зацепление с храповым колесом. Поэтому положение оси С собачки выбирают с таким расчетом, чтобы окружная сила F и вызываемая ею сила трения F обеспечивали появление равнодействующей силы Fn , момент которой на плече Са прижимал бы собачку к храповому колесу, а не выводил ее из зацепления (рис. 1). Это достигается в том случае, если угол a положения оси собачки больше угла j трения. Для обеспечения этого неравенства необходимо удалить ось С собачки от оси храпового колеса (см. собачку, показанную выше колеса). Однако при этом следует опасаться переброса собачки на другую сторону храпового колеса, особенно после некоторого износа собачки. В таких случаях храповой механизм может срываться. Поэтому недопустимо и слишком большое удаление оси С собачки от оси храпового колеса. У собачки, показанной слева от
колеса, для надежного функционирования храпового механизма также необходимо выполнять неравенство к > j, что может быть обеспечено, когда ось, наоборот, находится ближе к оси колеса, а собачка сделана достаточно длинной. При этом момент силы Fn прижимает собачку к храповому колесу. Соответствующее направление нормальной силы Fn можно обеспечить поднутрением передней грани зубьев храпового колеса на угол a. Тогда ось собачки может располагаться на касательной к средней окружности зубьев храпового колеса (рис. 2). Для обеспечения прижатия собачки к зубьям храпового колеса в этом случае необходимо, чтобы угол поднутрения был больше угла трения. Часто a выбирается равным 10°. У этой конструкции при малом окружном шаге зубьев зуб храпового колеса получается ослабленным.
Окружная сила, действующая на диаметре d храпового колеса, F = 2M /d, где М — крутящий момент на ос и храпового колеса; d — диаметр впадин зубьев храпового колеса, d == mz ; z — число зубьев храпового колеса; т — модуль, т = pt /p , р t — окружной шаг зубьев храпового колеса по окружности впадин. На основании расчета по среднему допускаемому давлению можно определить модуль зубьев храпового колеса:
где [p]— допускаемое давление на единицу ширины зуба храпового колеса; определяется по справочнику; y = b/т, b — ширина колеса.
На рис. 3 показана конструкция храповика часового механизма. Вместо храпового колеса использовано обычное колесо с зубьями часового профиля. Это упростило конструкцию, так как сократилось число колес в механизме. Собачка 1 имеет несколько выступов и удерживается на оси винтом 4. На рис. 3, а показано положение собачки относительно колеса 2 при подзаводке часов. Момент М зав отводит собачку, которая одним из своих выступов непрерывно прижимается под действием пружины 3 к зубьям колеса 2, п ропуская их. Выступ собачки захватил конец Д пружины 3, деформируя последнюю. Конец Г пружины закреплен неподвижно. На рис. 3, б показано стопорящее положение собачки, когда она удерживает колесо 2. Зуб колеса упирается в один из выступов собачки. При переходе из положения а в положение б храповое колесо немного поворачивается, благодаря чему ослабляется напряжение заводной пружины после ее тугого завода. Это способствует увеличению срока службы заводной пружины и стало возможным благодаря применению собачки с несколькими выступами.
Что такое храповик на автомобиле
Урок про шестеренки, кулачек, храповик
Храповой механизм с собачкой.
Пока зубчатое колесо вращается в одном направлении, собачка скользит по зубьям колеса, перескакивая с зуба на зуб. Когда шестерня меняет направление движения, собачка упирается в один из зубьев, предотвращая проворачивание шестерни.
Храповые механизмы часто используются в таких устройствах, где требуется вращательное или поступательное движение только в одном направлении.
Храповые механизмы встречаются в часах, домкратах и подъемных устройствах.
Кулачок
Механическое устройство, состоящее из эксцентрической насадки на вращающийся вал, форма которой рассчитана так, чтобы обеспечивать необходимое возвратно-поступательное линейное движение другой детали.
Обычно кулачковые механизмы используются в ступицах, электрических зубных щетках, распредвалах автомобильных двигателей.
Скалолазы с помощью подпружиненных кулачков прочно закрепляют в расщелине скалы устройство для страховочной веревки.
Зубчатая передача
Образуют зубчатые колеса, входящие в зацепление и способные эффективно передавать силу и движение.
Ведущим зубчатым колесом называется колесо, вращающееся под воздействием внешней силы, например, руки или двигателя. Ведущее колесо передает внешнюю силу на ведомое колесо, которое тоже начинает вращаться.
Читать еще: Как определить температуру металлаПри помощи зубчатых передач можно изменять скорость, направление движения и силу.
нельзя одновременно увеличить и силу, и скорость вращения.
Передаточное отношение
Чтобы получить значение передаточного отношения двух шестерней, находящихся в зацеплении, нужно разделить количество зубьев на ведомой шестерне на количество зубьев на ведущей.
Шестерни не обязательно должны быть круглыми. Есть шестерни квадратные, треугольные и даже в форме эллипса.
Задачки
Если левая шестерня поворачивается в указанном стрелкой направлении, то в каком направлении будет поворачиваться правая шестерня?
1. В направлении стрелки А.
2. В направлении стрелки В.
3. Не знаю.
В каком направлении будет двигаться зубчатое колесо, если ручку слева двигать вниз и вверх в направлении пунктирных стрелок?
1. Вперед-назад по стрелкам А-В.
2. В направлении стрелки А.
3. В направлении стрелки В.
Какая из шестерен вращается в том же направлении, что и ведущая шестерня? А может быть, в этом направлении не вращается ни одна из шестерен?
1. Шестерня А.
2. Шестерня В.
3. Не вращается ни одна.
Какая из осей, А или В, вращается быстрее или обе оси вращаются с одинаковой скоростью?
1. Ось А вращается быстрее.
2. Ось В вращается быстрее.
3. Обе оси вращаются с одинаковой скоростью.
Какая из шестерен вращается быстрее?
1. Шестерня А.
2. Шестерня В.
3. Шестерня С.
Стяжные ремни для крепления груза. Безопасность трaнcпортировки
Развитие большегрузного автотрaнcпорта предъявляет особые требования к надёжности фиксации штучных и упакованных грузов: ведь на качество дорог в нашей стране не жалуется только ленивый. Поэтому любой товар отправляется в путь только после тщательного крепления в фургоне автомобиля. С этой целью применяются специальные стяжные ремни. В большинстве случаев они включают в себя храповый механизм, а потому иногда называются рэтчетами (от англ. ratchet – храповик).
Виды и конструкции стяжных ремней
Стяжные ремни для крепления груза выпускаются в двух разновидностях – в виде эластичных лент из полипропилена на застёжках типа «велькро» (которые позволяют создать крепление за счёт силы растяжения материала) и с механическим зажимом по периметру обхвата, который обеспечивается натяжным устройством. Сама лента при этом изготавливается из более жёсткого текстильного материала, малочувствительного к внешним условиям применения. Таким образом, второй способ, хотя конструктивно и более сложен, зато гарантирует постоянство усилия стягивания, которое не зависит от факторов, сопутствующих перевозке груза.
Стягивающие эластичные ленты бывают двух видов – стальные и текстильные. Они могут использоваться:
- При небольших перепадах влажности и температуры;
- При отсутствии длительных вибраций;
- Для трaнcпортировки сравнительно небольших по габаритам грузов.
Кроме того, сцепляющая способность стяжных ремней с застёжками «велькро» весьма сильно меняется со временем их использования. Поэтому иногда в стальных застёжках устанавливают ещё и стяжную пружину. Впрочем, допускаемые усилия стягивания при этом возрастают ненамного.
Значительно более эффективными и универсальными являются стяжные ремни для крепления грузов, оснащённые храповыми механизмами. Такие устройства включают в себя:
- Износоустойчивую ленту, параметры которой не изменяются при воздействии на неё агрессивных жидких сред, и прочих нeблагоприятных факторов.
- Узла фиксации ремня – фитинга, который представляет собой стальной крюк или кольцо. Эксплуатационные качества фитинга подбираются индивидуально, под создаваемое при упаковке усилие натяжения ремня.
- Трещотки или храповика, которым создаётся и поддерживается необходимое усилие стягивания.
Стяжной ремень с храповиком обычно имеет две части: более короткую, на которой, кроме крепёжного элемента, имеется ещё и фиксатор ремня относительно внутренней поверхности фуры или кузова автомобиля, и более длинную, на конце которой и монтируется храповой механизм.
Сам механизм состоит из следующих деталей:
- Зубчатой трещотки с собачкой, которая пpeдoxpaняет ремень от самопроизвольного расстёгивания;
- Замка, обхватывающего трещотку;
- Поворотной планки с пружинным прижимом, при помощи которой происходит регулирование длины ремня;
- Стального основания, посредством которого храповик присоединяется непосредственно к стягивающей ленте.
Крепление храпового механизма производится либо заклёпками, либо скобами, которые снабжаются неразъёмными замками. Это жёсткое крепление, а регулировка длины стяжного ремня обеспечивается наличием подвижной петли на короткой части устройства.
Другие способы фиксации – пряжки, лебёдки – в современных схемах стяжных ремней не используются.
Эксплуатационные хаpaктеристики стяжных ремней с храповиками
Подбор типоразмера ремня производится в зависимости от следующих условий:
- Массы и габаритов груза.
- Хаpaктера груза – длинномеры, штучные упаковки, тюки, паллеты, мебель и т. д.
- Условий трaнcпортировки – открытая платформа, закрытый фургон, прицеп и пр.
- Принятой схемы крепления груза.
Чаще всего используются следующие варианты крепления:
- Снизу, если на дно фуры ровное и плоское, а сами грузы упакованы на одной паллете;
- Диагональное, если груз имеет сложную конфигурацию, и не помещён в упаковочную тару;
- Смешанное (крест-накрест), если края паллеты или самого груза близко расположены к краю платформы, и поэтому не могут быть зафиксированы за её борта;
- Комбинированное – применяется при значительных высотных габаритах груза, вследствие чего его невозможно закрепить за боковые поверхности фуры или платформы прицепа.
Стяжные ремни для крепления грузов подбираются в следующей последовательности. Вначале устанавливается допустимая ширина одного ремня, которая не должна превышать ширину соответствующей горизонтальной площадки, через которую будет проходить стяжная лента. При выборе этой хаpaктеристики принимают во внимание, что стандартные размеры стяжных ремней по ширине необходимо выбирать из следующего ряда, мм: 25, 35, 50, 75, 100 (более широкие исполнения производятся обычно под заказ).
На следующем этапе выбирается количество и длина стяжных ремней. Эти хаpaктеристики зависят от максимального периметра обхвата груза, подлежащего трaнcпортировке. Длина стяжного ремня должна учитывать также расстояние до крюка/кольца и возможность регулировки приспособления, чтобы храповый механизм надёжно фиксировал груз.
Суммарная длина ремня устанавливается из следующих соображений:
- Расстояние между смежными ремнями не может превышать наибольшего габарита груза. Это правило касается плоских поверхностей. При упаковке груза в защитную полимерную плёнку расстояние должно быть уменьшено не менее, чем вдвое. То же касается ситуаций, когда крепление производится по неровным (овальным, круглым и т. п.) поверхностям;
- При комбинированном креплении груза верхний обхват рэтчета должен выполняться по короткой, а не по длинной стороне;
- Длина свободного конца ремня должна быть не менее двух значений его ширины, для того, чтобы храповый механизм было удобно использовать.
Стандартной считается длина ремня в диапазоне 3…6 метров, но такие исполнения хороши для владельцев индивидуального автотрaнcпорта. При большегрузных перевозках тяжёлых и габаритных грузов оптимальнее приобретать стяжные ремни в бухтах, которые выпускаются с общей длиной 50…200 м.
Последним по последовательности (но самым важным по существу) считается выбор стяжного ремня по допускаемому усилию. Ограничивающим фактором здесь является текстильная лента, которая может не выдержать усилий, возникающих при трaнcпортировке груза.
Стяжные ремни для крепления грузов производятся со следующими значениями наибольшего стягивающего усилия, кг: 1000; 2000; 3500; 5000; 7500; 10000. Учитывая фактор безопасности, минимально допустимый коэффициент запаса прочности по усилию не может быть менее 2 (для б/у ремней это значение возрастает). Выбирая типоразмер ремня по его максимальной нагрузке, учитывают следующее:
- При заносах фуры или прицепа на неровной дороге (а также при повороте автомобиля или при его резком торможении) на груз действует горизонтальное сдвигающее усилие, равное половине общей массы груза;
- Подвижность груза на платформе/паллете резко увеличивается в условиях повышенной влажности, поскольку коэффициент трения покоя по сухой платформе составляет в среднем 0,2…0,22, а влажной – 0,3…0,35;
- Деформация элементов храпового устройства снижает усилие зажима на 40…50%.
Производители и стоимость стяжных ремней
Цена рассматриваемых устройств зависит от ширины ленты, её материала, а также конструкции рэтчета. Наибольшей эксплуатационной надёжностью обладает храповой механизм в стяжных ремнях HFS от немецкой компании SpanSet (либо устройства, производимые по лицензии этой компании). Храповики в ремнях HFS имеют дополнительную опцию контроля от возможного ослабления, что повышает безопасность трaнcпортирования грузов.
Все детали храповика должны иметь антикоррозионное покрытие, и быть изготовлены из качественной стали (не из дюралюминия!). Коррозионно-стойкими должны быть также и фиксирующие элементы – крюки и петли.
В сертификате на материал стяжной ленты должны приводиться результаты испытания на стойкость от поверхностного воздействия влаги и технологических масел.
Стяжные ремни для крепления грузов после использования должны тщательно очищаться от грязи и частиц материала, застрявших в зубьях храповика, этими несложными процеДypaми продлевается долговечность изделий.
Диапазон цен на стяжные ремни отечественного производства – от 50 до 200 руб за пог. м. для ремней с малой нагрузочной способностью и минимальной шириной, от 250 до 500 руб за пог. м. – для ремней с наибольшей шириной и допускаемым усилием натяжения (при этом надёжность храпового механизма от цены не зависит). Импортную продукцию можно приобрести по цене от 700 до 1000 руб за пог. м.
Каким образом включают в электрическую цепь вольтметр Как подключить вольтметр Как и любую физическую величину, напряжение можно измерить, для этого...
27 03 2025 10:19:47
Гост на сталь с235 статус ГОСТ 27772-2015 Прокат для строительных стальных конструкций. Общие технические условия Область применения Настоящий стандарт...
26 03 2025 11:21:54
Чем просверлить магнит в домашних условиях Как просверлить магнит? Попался ниодиевый магнит в форме шарика на 15 мм,очень сильный,хочу просверлить его и...
25 03 2025 3:12:44
Заточка керамических ножей в домашних условиях видео Заточка керамических ножей в домашних условиях Нож является незаменимым инструментом на кухне, и...
24 03 2025 21:42:14
Студия Sono Elements выпустила VST-синтезатор RetroByts для чиптюна, эмуляции 8-битного звука от приставки NES. Любителям ретро обязателен для изучения....
23 03 2025 3:58:21
Виды металлургии химия таблица Общие способы получения металлов Значительная химическая активность металлов (взаимодействие с кислородом воздуха, другими...
22 03 2025 3:20:21
Лазер или ультразвук что лучше Современные технологии для красоты: лазерное омоложение, удаление сосудов, подтяжка лица без операции и многое другое Вряд...
21 03 2025 18:57:28
Что нужно для аэрографии Оборудование для аэрографии: что необходимо профессионалу? Оборудование для аэрографии Аэрография – это техника изобразительного...
20 03 2025 9:48:55
Дисковод не отдает диск что делать Что делать если не открывается дисковод? Снимать штаны и бегать Бывало ли у вас что диск застрял в приводе и вы не...
19 03 2025 21:13:33
Какое масло заливать в стеклорез Что такое масляный стеклорез и как им работать Устройство масляного стеклореза Большинство моделей масляных стеклорезов...
18 03 2025 4:23:14
Смотреть "Нашествие" 2019 можно будет на главной странице Яндекс в высоком качестве и с возможностью подписки на выступления....
17 03 2025 4:47:50
Посудомоечная машина электролюкс неисправности i30 что делать Как устранить ошибку I30 у посудомоечной машины Electrolux Машина для мытья грязной посуды у...
16 03 2025 1:53:35
Схема подключения 5 контактного реле на дхо 4 способа подключить ДХО ДХО (дневные ходовые огни) – дополнительные световые устройства, устанавливаемые на...
15 03 2025 19:55:42
Как правильно затачивать ножи бруском видео Как правильно точить нож в домашних условиях: выбор способа + инструкция по заточке ножа на бруске Милости...
14 03 2025 15:26:57
Как рассчитать амперы в киловатты Чему равен 1 ампер в киловаттах Сегодня для грамотного подсчета суммарного количества используемого электрического...
13 03 2025 10:18:47
Как мы стали настраиваться по Ля на частоте 440 Гц, откуда взялась частота 432 Гц и в чём разница между 432 и 440 Гц при настройке инструмента....
12 03 2025 10:37:54
Изучаем одну из главных музыкальных композиций саундтрека Твин Пикс и повторяем объёмные синтезаторные пэды из "Laura Palmer's Theme"....
11 03 2025 12:20:32
Как подключить перекрестный выключатель Схема и подключение перекрестного выключателя 10 Янв 2019г | Раздел: Электрика Здравствуйте, уважаемые читатели...
10 03 2025 12:18:22
Как подключить спутниковую приставку к телевизору Настройка и подключение цифровой приставки к старому телевизору Цифровое телевидение сегодня набирает...
09 03 2025 17:27:26
Выбор сверла под дюбель Как правильно подобрать сверло под дюбель для крепления различных предметов Знания о том, как подобрать сверло под дюбель,...
08 03 2025 22:41:47
Радиодетали в которых есть драгметаллы фото Золото в радиодеталях. В каких есть золото и как его добыть Чтобы добыть золото, не обязательно выходить из...
07 03 2025 13:21:49
Как правильно измерять температуру пирометром Пирометры - что это? Статья о приборах дистанционного измерения температуры - пирометрах. История развития...
06 03 2025 4:39:50
Как выбрать садовый измельчитель веток и травы Как выбрать садовый измельчитель Современного человека невозможно представить без различной бытовой техники...
05 03 2025 8:10:41
Как подключить посудомоечную машинку Установка и подключение посудомоечной машины: монтаж и подключение посудомойки к водопроводу и канализации Корректная...
04 03 2025 9:39:48
Резец токарный проходной гост ГОСТ 18878-73 Резцы токарные проходные прямые с пластинами из твердого сплава. Конструкция и размеры Купить ГОСТ 18878-73 —...
03 03 2025 4:30:43
Чем очистить латунь в домашних условиях Как и чем чистить латунь в домашних условиях Актуальность вопроса о том, как почистить латунь при помощи доступных...
02 03 2025 0:52:58
Какую трещетку выбрать для авто Тест трещоточных ключей Сейчас сложно было бы найти автолюбителя, который никогда не держал в руках гаечного ключа, и,...
01 03 2025 16:39:53
Для чего нужен кондуктор Кондуктор для сверления отверстий Кондуктор для сверления отверстий — это планка небольшого размера, имеющая шаблоны отверстий,...
28 02 2025 13:56:10
Размер подката для мотоцикла Подкат для мотоцикла Виды подкатов для мотоцикла Подкат – это разновидность мотоподъемника, не имеющий стола. Подкат для...
27 02 2025 12:34:44
Устройство узо и его подключение Как подключить узо – пошаговая инструкция У З О – это устройство защитного отключения, его предназначение – это защита...
26 02 2025 4:47:19
Паяльные работы что это такое Электрика. Паяльные работы. Для ремонта может понадобится паяльник. Пайка является одним из самых распространенных способов...
25 02 2025 14:47:53
Вспучился паркет что делать SovetRemont.com Всеми любимый паркет – это престижный, красивый и очень популярный материал для отделки пола. Он обладает...
24 02 2025 1:11:58
Приложение Boom Library SoundWeaver объединяет каталогизатор сэмплов и инструмент саунд-дизайна — умеет создавать новые звуки из имеющихся....
23 02 2025 6:34:23
Чему равна потенциальная энергия упруго деформированной пружины Какие величины определяют потенциальную энергию растянутой пружины Все формулы по физике и...
22 02 2025 8:34:25
Как поменять масло в компрессоре воздушном Замена масла в воздушном компрессоре Компрессор – это надежный помощник для маленькой домашней мастерской,...
21 02 2025 5:57:36
Как подсоединить выключатель двухклавишный с двумя проводами Схема подключения двухклавишного выключателя на две лампочки В некоторых случаях вместо двух...
20 02 2025 11:41:14
Оператор чпу что это за профессия Оператор ЧПУ: что это за профессия, особенности В последнее время часто можно увидеть вакансию «Оператор ЧПУ». Что это...
19 02 2025 3:35:58
Электрика и электроника отличие Чем отличается электротехника от электроники Говоря об электротехнике, мы чаще всего подразумеваем генерацию,...
18 02 2025 8:21:35
Снегоуборщик PATRIOT Home Garden PHG 72E: обзор, отзывы Отзывы о Снегоуборщик Home garden Phg 72 Е бензо 39690 р. Производитель:Home Garden Модель: Phg 72...
17 02 2025 20:18:27
Как проверить варикап мультиметром Как проверить варистор мультиметром — пошаговая инструкция От перепадов напряжения не застрахована ни одна электросеть,...
16 02 2025 19:13:37
Что такое симистор в стиральной машине Стиральная машина сразу начинает отжимать Может возникнуть ситуация, что в самом начале или середине стирки машина...
15 02 2025 14:55:28
Какая нужна коронка для подрозетников по бетону Выбираем коронку по бетону для установки подрозетника При работе с поверхностями из бетона часто возникает...
14 02 2025 10:42:27
Как разрезать жаропрочное стекло Как разрезать жаропрочное стекло Толи кварцевое, толь закалённое, но при попытке резать стеклорезом оно рассыпается в...
13 02 2025 20:55:30
Твердость закаленной стали у12 измеряют методом Примеры решений задач по материаловедению Исходная структура среднеуглеродистой конструкционной стали 40...
12 02 2025 0:19:42
Труба полдюйма размеры в мм Сколько в миллиметрах трубы 1/2, 1 и 3/4 дюйма? Какое соотношение? Сколько в миллиметрах трубы 1/2 дюйма? Сколько в...
11 02 2025 12:56:43
Снегоуборщик Champion ST661: обзор, отзывы Снегоуборщик Champion ST661BS. Обзор, хаpaктеристики, инструкция, отзывы Небольшой, компактный снегоуборщик...
10 02 2025 17:32:51
Через какое время должен выключаться холодильник Средний цикл работы холодильника и способы его увеличения Холодильник, является неотъемлемой частью любой...
09 02 2025 9:27:33
Как прозвонить тиристор тестером Как проверить диод и тиристор. 3 простых способа Среди домашних мастеров и умельцев периодически возникает необходимость...
08 02 2025 10:30:56
Бесплатный 12-голосный VST-синтезатор Krakli SK7 основан на инструменте Roland с необычной работой осцилляторов и рядом интересных функций....
07 02 2025 5:13:18
Лупер Audio Damage Enso расширяет возможности обычных луперов: секция эффектов, запись наоборот в режиме реального времени и другие навыки....
06 02 2025 21:11:48
Еще:
Музыка -1 :: Музыка -2 :: Музыка -3 :: Музыка -4 :: Музыка -5 :: Музыка -6 :: Музыка -7 :: Музыка -8 :: Музыка -9 :: Музыка -10 :: Музыка -11 ::